ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, г. ОМСК
Фонд № Р-437
Крайние даты документов: 1930 — 1997 гг.
Аннотация
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ОТДЕЛЫ КОМИТЕТА. ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ИСПОЛКОМА. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ. ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ.
Историческая справка
В соответствии с решением XYII съезда ВКП(б) по завершению экономического районирования, постановлением ВЦИК от 7 декабря 1934 года «О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и образовании новых областей в Сибири» была образована Омская область. (Ф. 437, оп.9, д.32, л.197).
В состав области вошли Большереченский, Большеуковский, Знаменский, Иконниковский, Исилькульский, Калачинский, Колосовский, Крутинский, Любинский, Муромцевский, Называевский, Павлоградский, Седельниковский, Тевризский, Тюкалинский, Усть-Ишимский, Черлакский и Шербакульский районы, выделившиеся из Запсибкрая. Несколько районов отошли из Челябинской области, а также из упраздняемой Обско-Иртышской области.
На протяжении всех лет существования, в составе области происходили большие изменения, т.к. административно-территориальное деление, установившееся в момент образования области, имело серьезные недостатки.
В связи с этим для улучшения и упорядочения административно-территориального деления проводилась большая работа: образование, укрупнение и разукрупнение районов и сельских Советов; передача частей районов и сельских Советов в состав других районов и сельских Советов, утверждение рабочих поселков; переименование административно-территориальных единиц.
Вторая половина 1930-х – 1940-е годы стали временем многочисленных территориальных преобразований. 31 декабря 1935 года появился Тарский округ. Было организовано несколько новых районов.
После 1940 года в Омской области многие десятилетия районы не появлялись, а только ликвидировались.
В 1943 – 1944 годах несколько районов отошли ко вновь организованной Курганской области и к созданной Тюменской области.
1950-е – начало 1960-х гг. – время окончательного оформления территории Омской области.
1960-е – 1980-е годы характеризуются исчезновением с карты области сотен населенных пунктов, объявленных неперспективными.
После 1991 года значительных территориальных изменений не произошло.
Незначительные преобразования в последние годы свидетельствуют о сложившейся системе административно-территориального деления Омской области. («Административно-территориальное деление Омской области в 1917 – 2007 годах. Справочник.» Омск. 2008. лл. 12-15).
18 декабря 1934 года состоялось заседание оргкомитета Омской области (Ф.437, оп.3, д.1, л.1), где было принято постановление о созыве 1-го областного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Съезд начал свою работу 5 января 1935 года (Ф.437, оп.3, д.1, л.1).
На этом съезде был образован исполнительный комитет Омского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также отделы исполнительного комитета.
Омский облисполком избирается областным съездом Советов и в период между областными съездами Советов, являясь высшим органом власти в области, руководит всей административной, хозяйственной, политической и культурной работой в области.
Исполнительный комитет (исполком) – исполнительный и распорядительный орган Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, подотчетный Совету и избираемый им на 1-й сессии каждого нового созыва. Исполком избирается в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов.
Исполком – орган коллегиального руководства, действующий на основе и во исполнение решений избравшего его Совета и актов вышестоящих органов государственной власти и управления. Все вопросы, входящие в его компетенцию, он разрешает на заседаниях большинством голосов при условии присутствия большинства.
Объем деятельности исполкома широк и разнообразен: он созывает сессии Совета, осуществляет повседневное руководство хозяйственным и культурным строительством на своей территории, объединяет и направляет работу своих отделов и управлений, подведомственных учреждений и лиц; в период между сессиями сменяет и назначает заведующих отделами и начальников управлений, вносит эти распоряжения на утверждение Совета; руководит деятельностью нижестоящих государственных органов. Решения и распоряжения исполкома обязательны для всех лиц и организаций, находящихся на территории действия данного Совета. Решения и распоряжения исполкома могут быть отменены им самим и вышестоящими государственными органами. Исполком подотчетен Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Совет имеет право в любое время переизбрать исполком в полном его составе или сменить отдельных его членов. В своей работе исполком руководствуется указаниями партийных органов и опирается на помощь депутатов, постоянных комиссий («Большая Советская энциклопедия», 1953 год, лл. 601-602).
Структура исполкома при образовании Омской области была следующей: отдел народного образования, областное земельное управление, областная плановая комиссия, областной дорожный транспортный отдел, областное управление народно-хозяйственного учета, организационный отдел оргкомитета, областной отдел здравоохранения, областной финансовый отдел, областной отдел внутренней торговли, управление НКВД по Омской области, областное управление связи, областное управление местной промышленности (Ф.437, оп.3, д.1, лл.2-4); комиссия содействия госкредиту; областная детская комиссия; комиссия по увековечению памяти В.И.Ленина; комиссия по назначению персональных пенсий и пособий; областное архивное управление; областной комитет физической культуры; сектор печати; отдел национальных меньшинств; областное управление театрами и зрелищными предприятиями; отдел шоссейных дорог при управлении НКВД по Омской области; областное управление коммунального хозяйства; областной отдел социального обеспечения; областное управление государственного страхования; государственный арбитраж; областное управление красной милиции; управление уполномоченного комитета по заготовкам сельхозпродуктов при СНК СССР по Омской области; областной уполномоченный Центральной государственной комиссии по определению урожайности при СНК СССР; управление уполномоченного Наркомвнуторга СССР по Омской области; управление уполномоченного Наркомата пищевой промышленности по Омской области (Ф.437, оп.9, д.28, лл.42-46).
После принятия Конституции СССР 1936 года началось реформирование органов государственной власти и управления на всех уровнях – от центральных до местных. В соответствии с Конституцией местные органы власти стали именоваться Советами депутатов трудящихся.
С 24 декабря 1939 года изменяется название Омского облисполкома – исполнительный комитет Омского областного Совета депутатов трудящихся (Ф.437, оп.21, д.60, л.227). В соответствии с Конституцией были образованы следующие отделы и управления исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся: земельный, финансовый, торговли, здравоохранения, народного образования, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, дорожный, легкой промышленности, пищевой промышленности отделы; топливное, переселенческое, промышленности стройматериалов, мясомолочной промышленности, автотранспорта, Народного Комиссариата Юстиции, по делам искусств управления; плановая комиссия, общий отдел, сектор кадров при председателе облисполкома (Ф.437, оп.21, д.60, л. 239).
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и в деятельность местных органов власти и управления вошли серьезные изменения, связанные с трудностями военного времени. Сократились штаты старых отделов, появились новые подразделения – по государственному обеспечению и бытовому устройству семей фронтовиков, по трудоустройству эвакуированного населения, по размещению военных заказов, по монтажу эвакуированного оборудования и др. (Ф.437, оп.21, д. 87, лл.215-282).
Война сказалась на порядке работы Советов. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, отчетность Советов. Возросла роль и ответственность исполкомов: вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, часто решались исполкомами и их отделами. Многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и руководителями отделов.
Послевоенный период поставил перед Советами новые задачи. Местные Советы осуществляли свою работу в сессионном порядке. Сессии областного Совета созывались не реже 4-х раз в год. Исполнительным и распорядительным органом областного Совета был исполком. Исполком избирался Советом в составе председателя, его заместителей, секретаря, членов. Для руководства отдельными отраслями государственного управления областной Совет создавал отделы и управления исполкома. Они находились в двойном подчинении: Отделы и управления облисполкома подчинялись как образовавшему их Совету, так и соответствующим министерствам.
Попытки реформировать систему органов государственной власти были предприняты в конце 1962 года, когда на местах были разделены партийные и советские органы на промышленные и сельские. Омский облисполком также был разделен на промышленный и сельский, соответственно были образованы отделы промышленного и сельского облисполкома.
Но эта система показала полную свою нежизнеспособность и в январе 1965 года вновь был создан единый облисполком, а также восстановлены его отделы.
В соответствии с Конституцией, принятой Верховным Советом СССР и действующей в СССР с 7 октября 1977года, распорядительными и исполнительными органами власти стали Советы народных депутатов и их исполкомы (газета «Омская правда». 8 октября 1977 года). Исполкомы выполняли следующие функции: созывали сессии Советов, организовывали подготовку и проведение выборов в Советы, народные суды, осуществляли иную организационную работу.
Об усилении роли исполкомов свидетельствовало то, что в Конституции СССР 1977 года впервые в специальной главе (ст. 145-151) регламентирована их организация и деятельность. Исполкомы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением вопросов, решаемых только сессией Совета. Они координировали деятельность постоянных комиссий, оказывали депутатам содействие в выполнении своих полномочий.
Как органы общей компетенции исполкомы формировались на основе выборности. В состав исполкома входили председатель, его заместители, секретарь и члены исполкома.
Важным звеном в аппарате управления областного Совета являются отделы и управления исполкома. Их создание входит в компетенцию Совета. Отделы и управления в своей деятельности подчинялись Совету, его исполкому и вышестоящему органу государственного управления. «Двойное» подчинение обеспечивало правильное сочетание централизма с развитием местной инициативы в управлении. Функциональные отделы исполкома (оргинструкторский, общий, отдел кадров и др.) «двойного» подчинения не имели.
Заведующие отделами и начальники управлений после очередных выборов утверждались областным Советом на первых сессиях.
Отраслевые отделы и управления руководили подведомственными Совету предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляли планирование хозяйственной деятельности и контроль за выполнением планов, подбор и расстановку кадров.
Облисполком имел следующие подразделения : отделы – народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, по делам строительства и архитектуры, юстиции, финансовый, цен, общий, оргинструкторский, плановую комиссию и управления – внутренних дел, бытового обслуживания населения, культуры, местной промышленности, коммунального хозяйства, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, сельского хозяйства, торговли, строительства и ремонта автомобильных дорог.
Во второй половине 1980-х годов произошли крупномасштабные перемены в общественно-политической жизни нашей страны. Был взят курс на демократизацию политической системы и проведение социально-экономических реформ.
27 октября 1989 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР». (Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1989, № 44. – ст.1303).
Изменения затронули принцип формирования местных Советов и организацию их работы. Срок полномочий депутатов местных Советов был увеличен вдвое – с 2,5 до 5 лет.
С принятием поправок в Основной закон депутаты стали избирать председателя Совета, заместителей председателя и управляющего делами. Количество рассматриваемых на сессиях вопросов значительно возросло, увеличилась продолжительность работы самих сессий.
Самым важным отличием в формировании депутатского корпуса местных Советов нового созыва стало проведение выборов на альтернативной основе. Если ранее на одно место в местном Совете претендовал лишь один кандидат, то теперь гражданам представилась возможность выбрать достойного представителя из двух и более кандидатов.
По итогам состоявшихся выборов, депутатами Омского областного Совета стали 203 человека.
Первая сессия Омского областного Совета народных депутатов 21 созыва проходила с 30 марта по 2 апреля 1990 года. В повестке дня значились следующие вопросы:
1.Избрание мандатной комиссии областного Совета народных депутатов
2.Избрание счетной комиссии и секретариата сессии
3.Избрание председателя областного Совета народных депутатов и его заместителя
4.Образование постоянных комиссий областного Совета и избрание их председателей
5.Избрание председателя областного комитета народного контроля
6.Образование президиума областного Совета народных депутатов
7.Избрание председателя облисполкома
8.Вопросы формирования облисполкома
9.Образование состава областного комитета народного контроля
10.Утверждение главного государственного арбитра области
11.О структуре аппарата президиума областного Совета и исполкома областного Совета народных депутатов.
В местных Советах, согласно новой редакции Конституции, стали создаваться необходимые структурные подразделения, такие как Президиум (Ф.2100, оп.1,д.308, лл.117-118). Функциональные отделы были призваны обеспечивать эффективность работы представительного органа власти и проводить организационную работу в области подготовки очередных сессий.
Решением первой сессии Омского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 1 апреля 1990 года «О структуре исполнительного комитета областного Совета народных депутатов» были утверждены:
-отделы исполкома: здравоохранения, социального обеспечения, по труду и социальным вопросам, цен, юстиции, капитального строительства, записи актов гражданского состояния, архивный;
- управления исполкома: финансов, внутренних дел, культуры, народного образования, торговли, общественного питания, архитектуры и градостроительства, государственной вневедомственной экспертизы, охотничьего хозяйства; издательств, полиграфии и книжной торговли;
-комитеты исполкома: по охране природы, по телевидению и радиовещанию, по физической культуре и спорту (Ф.2100, оп.1, д. 308, л.122).
В составе Омского областного Совета 21 созыва депутатами были образованы следующие постоянные комиссии:
-мандатная;
-по вопросам законности, правопорядка и борьбе с преступностью;
-планово-бюджетная и по экономическим отношениям;
-по охране здоровья населения;
-по вопросам промышленности, энергетики, транспорта, связи и информатики;
-по аграрным вопросам, продовольствию и землепользованию;
-по труду и социальным вопросам;
-по нравственному и духовному развитию;
-по экологии и рациональному использованию природных ресурсов;
-по вопросам архитектуры, строительства, дорожного и коммунального хозяйства и благоустройства;
-по товарам народного потребления, торговле, бытовым и другим услугам населению;
-по информации и гласности.
Председателем исполнительного комитета областного Совета народных депутатов был избран Полежаев Леонид Константинович. Исполнительный комитет областного Совета народных депутатов был избран в количестве 15 человек, в том числе председатель исполкома, четыре заместителя председателя исполкома, начальники управлений и заведующие отделами.
6 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991, № 29. – ст.1010).
22 августа 1991 года был издан Указ Президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991, № 34. – ст.1146).
Эти документы предусматривали постепенное реформирование исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
Исполнительный комитет областного Совета народных депутатов утратил координирующие и контролирующие функции.
Омский областной Совет народных депутатов не проработал весь срок, предусмотренный российским законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» его деятельность была прекращена (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 41. – ст.3924).
До выборов нового представительного органа власти в области функции Омского областного Совета временно передавались администрации Омской области.
Документы, которые образовались в период деятельности исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов, поступили на постоянное хранение в Государственный архив Омской области в 1937 году. Проверки наличия и состояния документов фонда проводились в 1946, 1954, 1955, 1964, 1980, 1984, 1985, 1997, 1998, 2004 годах, отмечалось удовлетворительное состояние дел и условия их хранения.
Выявление особо ценных дел проводилось в 1996 году (выявлено 533 дела) и в 1998 году (выявлено 97 дел).
Рассекречивание документов и передача их на общее хранение проводилась в 1994 году: были рассекречены документы за 1934 – 1945 годы в количестве 277 дел и в 2002 году были рассекречены документы за 1970 – 1972 годы в количестве 10 дел.
По состоянию на 1 января 2010 года в фонде имелись 27 описей дел на 10576 единиц постоянного хранения за 1930 – 1994 годы, в том числе опись № 2 «Омский облисполком» на 23 дела; опись № 3 «Омский облисполком. Протокольная часть» на 173 дела; опись № 4 «Омский облисполком. Сектор печати» на 11 дел; опись № 5 «Омский облисполком. Мобилизационный отдел» на 71 дело; опись № 6 «Облисполком. Оргинструкторский отдел» на 920 дел; опись № 6а «Омский облисполком. Оргинструкторский отдел» на 210 дел; опись № 6б «Оргинструкторский отдел» на 182 дела; опись № 7 «Сектор выставки» на 372 дела; опись № 8 «Выставочный комитет» на 61 дело; опись № 9 «Общий отдел» на 2382 дела; опись № 9 а «Общий отдел» на 702 дела; опись № 10 «Курсовые мероприятия» на 91 дело; опись № 11 «Отдел бухгалтерии» на 32 дела; опись № 12 «Проектно-сметная часть» на 99 дел; опись № 13 «Отдел бухгалтерии» на 25 дел; опись № 14 «Омский облисполком» на 3207 дел; опись № 16 «Отдел бухгалтерии» на 35 дел; опись № 16а «Отдел бухгалтерии» на 65 дел; опись № 17 «Группа по награждению орденами и медалями» на 364 дела; опись № 18 «Облисполком (списки личного состава)» на 96 дел; опись № 19 «Сектор по награждению многодетных матерей» на 693 дела; опись № 20 «Профсоюзный комитет» на 25 дел; опись № 21 «Облисполком» на 156 дел; опись № 22 «Переписка по делам лишенных избирательных прав» на 72 дела; опись № 23 «Облисполком» на 48 дел; опись № 24 «Спецчасть» на 356 дел; опись № 25с «Омский облисполком» на 105 дел.
В составе названного фонда также имеется 2343 дела постоянного хранения, отнесенных к категории особо ценных дел.
Среди документов, относящихся к деятельности исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов, в фонде представлены постановления и циркуляры Совета Народных Комиссаров СССР, Всероссийского Центрального Исполнительного комитета, Центрального Исполнительного комитета СССР, Западно-Сибирского крайисполкома, Омского губисполкома, Омского окрисполкома, Омского облисполкома, Народных Комиссариатов и Министерств СССР и РСФСР.
В данный архивный фонд включены также совместные постановления бюро Омского областного комитета КПСС и Омского облисполкома, постановления и решения сессий областного Совета и облисполкома. В составе фонда имеются протоколы заседаний сессий областного Совета, заседаний президиума областного Совета, пленумов областного Совета.
Представлены планы работы Президиума областного Совета, его секретариата, секций, комиссий, отделов облисполкома. В фонд включены доклады и докладные записки, справки и сведения об исполнении бюджета Омской области, о работе облисполкома и его функциональных отделов и отраслевых управлений.
Кроме того, деятельность Омского областного Совета и его исполнительного комитета отражена в документах, затрагивающих проблемы развития народного хозяйства и вопросы административно-территориального деления областного центра. Это планы, отчеты о выполнении планов о развитии народного хозяйства Омской области; экономические характеристики районов Омской области; документы о разукрупнении районов, сельских Советов; докладные записки инструкторов о ходе проверки оргмассовой работы райисполкомов, копии протоколов заседаний райисполкомов, сельсоветов; постановления облисполкома о мобилизации рабочей силы на производство и строительство; документы областного выставочного комитета по оформлению и показу Омской области в зале «Сибирь» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; документы о курсах советского строительства при облисполкоме; планы и переписка о строительстве заводов, комбинатов, школ, электростанций в Омской области.
В фонде также представлены протоколы областной комиссии по делам несовершеннолетних; о подведении итогов соцсоревнований; о предоставлении земельных участков предприятиям и организациям; о регистрации периодической печати; о регистрации акционерных обществ и малых предприятий; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства; о награждении медалью «Ветеран труда»; по вопросам финансовой деятельности; об утверждении проектов на строительство; годовые сметы и финансовые отчеты об исполнении сметы профсоюзного комитета.
В фонде отложились документы о выборах в областной Совет народных депутатов. Это протоколы предвыборных собраний по выдвижению кандидатов в депутаты областного Совета, протоколы заседаний избирательных комиссий по регистрации кандидатов в депутаты; сводная информация об итогах выборов в областной Совет народных депутатов.
Основные документы описей дел по личному составу следующие: приказы по личному составу; лицевые счета сотрудников; личные дела уволенных сотрудников.
Описи фонда построены по хронологическо-структурному принципу. Дела систематизированы в них по годовым разделам, а в пределах каждого годового раздела – по структурным подразделениям. В пределах структурных подразделений документы располагаются по степени их значимости, а однотипные документы систематизируются в хронологическом порядке. Личные дела систематизированы по алфавиту фамилий.
Документы фонда № 437 «Исполнительный комитет Омского областного Совета народных депутатов» используются при исполнении социально-правовых и тематических запросов, а также исследователями в читальном зале при написании статей, книг и монографий.
На решения Омского облисполкома и Омского областного Совета были составлены тематические карточки, которые включены в состав систематического и именного каталогов.
Многие решения Омского облисполкома были введены в автоматизированные базы данных «Протоколы», «Земля», «Награждения».
Переименования
Название | Период |
---|---|
1934-1938 - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ, Г.ОМСК | 01.01.1934 — 01.01.1938 |
1938-07.10.1977 - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ, Г.ОМСК | 01.01.1938 — 01.01.1977 |
07.10.1977-... - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, Г.ОМСК | 01.01.1977 — - |