ОМСКОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО 'ОМХУДОЖНИК' ВСЕРОССИЙСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ

Фонд № Р-260

Крайние даты документов: 1937 — 1948 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1937 — 1945 15
2 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1940 — 1948 140
3 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1941 — 1942 28

Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ПРАВЛЕНИЯ. ЛИЧНЫЕ ДЕЛА РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ.
ОПИСЬ 3: Коллекция состоит из 28 подлинных, выполненных вручную художниками товарищества «Омхудожник» оригинальных плакатов – так называемых «Окон Омского Союза художников» («Окна ОмСХ», «Окна сатиры»). 13 из них размера около 85 х 60 см, остальные 15 – крупноформатные, наибольший размер – 190 х 122,5 см – Окно № 22 «Гайка тоже стреляет» (автор – Б.Н. Дейкин).
Крупноформатные плакаты (Д. 1 – 15) исполнены с помощью трафаретов тушью и гуашью. Каждый из них имеет порядковый номер выпуска. Малые «окна» выполнены в смешанной технике: карандаш, тушь, гуашь, акварель.

Историческая справка

Предисловие к описи № 3 (плакаты) фонда Р-260
«Омское производственно-творческое кооперативное товарищество художников «Омхудожник»

Коллекция плакатов периода Великой Отечественной войны на хранение в госархив поступила 24 января 1945 года и была включена в архивный фонд «Плакаты, листовки, воззвания» (Ф. Р-694), состоявший на тот момент из агитационных материалов 1920-х годов. Согласно листу учета, фонд насчитывал 120 единицы хранения, хронологические рамки: 1920 – 1928, 1941 – 1945 годы. В 1950-е годы плакаты периода Великой Отечественной войны, как непрофильный для архива материал, были переданы на хранение в библиотеку архива (справочно-информационный фонд). Точную дату передачи и точную дату реставрации определить невозможно, так как личное дело фонда было ликвидировано после окончательного расформирования фонда 30 декабря 1987 года.
Коллекция состоит из 28 подлинных, выполненных вручную художниками товарищества «Омхудожник» оригинальных плакатов – так называемых «Окон Омского Союза художников» («Окна ОмСХ», «Окна сатиры»). 13 из них размера около 85 х 60 см, остальные 15 – крупноформатные, наибольший размер – 190 х 122,5 см – Окно № 22 «Гайка тоже стреляет» (автор – Б.Н. Дейкин).
Крупноформатные плакаты (Д. 1 – 15) исполнены с помощью трафаретов тушью и гуашью. Каждый из них имеет порядковый номер выпуска. Малые «окна» выполнены в смешанной технике: карандаш, тушь, гуашь, акварель.
Созданные еще во время Гражданской войны В. Маяковским популярные «Окна РОСТА», в период Великой Отечественной войны возродились в «Окнах ТАСС» – агитационных политических плакатах, выпускавшихся Телеграфным агентством Советского Союза. По аналогии с ними регулярно создавались во многих крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья так называемые «Окна сатиры». Плакаты этой серии состояли, как правило, из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами – это уникальный жанр, совместивший в себе и изобразительное искусство, и искусство слова.
Для работы над «окнами» на местах привлекались лучшие местные и эвакуированные художники и поэты того времени. Этот вид малотиражного советского агитационного плаката изготавливался вручную, преимущественно с помощью трафаретов. Тираж, как правило, составлял не более 100–150 экземпляров.
В Омске Товарищество «Художник», под руководством Т.П. Козлова начало работу по созданию плакатов 29 августа 1941 года .

Из-за экономии бумаги и нехватке средств выпуск прекратился в 1942 году .
Многие плакаты подписаны, благодаря чему известны имена их авторов: омичей Тимофея Павловича Козлова (1911–2001), Кондратия Петровича Белова (1900–1988) и Андрея Михайловича Дубровского (1921–1984), эвакуированных в наш город художников Ивана Николаевича Беспалова (1908–?), Александра Яковлевича Быховского (1888–1978), Бориса Николаевича Дейкина (1890–1945), ко многим выпускам им же писались и тексты, Семена Ильича Лещинского (1914–1942), Вячеслава Минеевича Мариупольского (1905–1986), Владимира Ивановича Цетнаровского (1906–1942?); известных поэтов Леонида Николаевича Мартынова (1905–1980) и Бориса Константиновича Ковынёва (1903–1970).
У авторов стояло две основные задачи: размножение «Окон ТАСС» и выпуск непосредственно «Окон ОмСХ». Однако, художники жаловались, что к тому времени, как московские «Окна ТАСС» попадали к ним в руки, темы устаревали. Из 45 «окон», выпущенных за год (общий тираж – 4500 экземпляров), только 7 были копиями с московских, остальные же 33 стали результатом творческой работы омского коллектива . В коллекции архива сохранилась копия с плаката Б.Е. Ефимова (Окно ТАСС № 183, изданого в Москве 6 августа 1941 года) с оригинальным текстом Л.Н. Мартынова, а также вариант плаката Кукрыниксов «Два исполина» (1941).
Архивная коллекция плакатов периода Великой Отечественной войны состоит не только из карикатур. Имеются и патриотические («Родословная партизана», и посвященные тыловым темам: сбору металлолома, уборке урожая («Знай, товарищ, уезжая на уборку урожая, что стахановским трудом крепко Гитлера мы бьем!»).
Плакаты «Окна ОмСХ» в таком объеме отложились только в нашем архиве. В Омском государственном историко-краеведческом музее имеются две авторских копии плакатов: Козлов Т.П., Мартынов Л.Н. «Новости фашистской ветеринарии» и Белов К.П., Мартынов Л.Н. «Явился в погреб гость незванный».
Физическое состояние плакатов удовлетворительное. Большинство из них в 1960-х годах прошли реставрацию: были подклеены и дублированы на марлю.
Плакаты атрибутированы, уточнены хронологические рамки (по документам Омского обкома ВКП(б) и газетам «Омская Правда»).
Вновь составлена опись № 3 на 28 дел постоянного хранения за 1941 – 1942 годы.
Опись построена по тематическому принципу. В первой части плакаты расположены по номерам выпусков, далее – по авторам.
В заголовке указаны сначала фамилия художника, затем – автора текста, название, размер.
К описи составлен следующий научно-справочный аппарат: предисловие, переводная таблица, оформлен титульный лист.
Неоднократно в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне, некоторые из плакатов, находящиеся в наилучшей физической сохранности, демонстрировались омичам на выставках. При подготовке в 2015 году очередного выставочного проекта «Окна Омского союза художников» 27 плакатов были отсканированы (кроме Окна № 9 «Под Новый год в Берлине») и включены в фонд пользования.