ЧИНОВНИК ОСОБЫХ ПОРУЧЕНИЙ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЗАВЕДУЮЩИЙ 8-М КРЕСТЬЯНСКИМ УЧАСТКОМ ТАРСКОГО УЕЗДА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
Фонд № 386
Крайние даты документов: 1895 — 1917 гг.
| № | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
|---|---|---|---|---|
| 1 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1895 — 1917 | 31 |
Аннотация
В данный архивный фонд вошли следующие документы: протокол заседания комиссии по обсуждению проекта распределения земель Крайчиковской и Корсинской волостей: наряды на водворение переселенцев в поселки Екатерининский, Журавлевский, Ларионовский и Романовский, административные дела по Айлинскому и Туалинскому переселенческим участкам. Имеется переписка по вопросам водворения переселенцев в поселки Лебединский, Мало-Силимский, Минско-Дворянский, и Петровский.
Для исследователей будут интересными списки переселенцев по поселкам Ивановскому, Мало-Быгану и Шалаевскому. Также представляют определенный интерес прошение о содержании общественной винной лавки в поселке Айлинском и ходатайства переселенцев поселков Костромского и Тарабинского о выдаче ссуд на хозяйственное обустройство и таблица подробного вычисления угодий Каприловского переселенческого участка № 93. Документы будут интересны исследователям, занимающимся историей развития сельского хозяйства, переселенческого движения и трудовой миграции населения в России в конце 19-начале 20 века.
Историческая справка
В конце XIX века царское правительство стало больше, чем в предыдущие десятилетия, уделять внимания развитию регионов России, расположенных за Уральскими горами. Сибирь и Дальний Восток, которые занимали более 70 процентов территории государства, по численности населения не превышали 25 процентов от общего количества его жителей. Однако развитие Сибири и Дальнего Востока во многом сдерживалось из-за отсутствия надежных путей сообщения с Европейской Россией.
Основными средствами передвижения были гужевой и водный транспорт, не отвечавшие растущим требованиям экономики страны. Гужевой транспорт обладал невысокой скоростью сообщения и крайне низкой грузоподъемностью, высокой себестоимосью перевозок и зависел от погодных условий, так как в осенние и весенние месяцы большинство дорог страны оказывались практически непроезжими, а Сибирь и Дальний Восток - оторванными от Европейской части России.
Водный транспорт отличался большей грузоподъемностью и низкой себестоимостью перевозок, но невысокая скорость сообщения и сезонность перевозок значительно снижали эффективность его использования. Естественные водные пути пролегали в основном в направлении с севера на юг, а длина искусственных водных путей была небольшой. К тому же потребности экономики страны требовали наличия транспортных магистралей так называемого "широтного" направления с запада на восток.
Чтобы устранить неудобства в транспортных связях центральных районов страны с её восточными районами, в 1891 году началось сооружение великого Сибирского железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока. Его первые участки на територии Западной Сибири были введены в эксплуатацию уже в 1894-1896 годах. Сооружение крупнейшей в мире железнодорожной магистрали дало мощный толчок к освоению природных богатств и плодородных земель Западной Сибири многочисленными переселенцами из центральных и западных районов Российской империи.
На территории современной Омской области были расположены Омский уезд Акмолинской области, а также Тарский и Тюкалинский уезды Тобольской губернии.
Ещё в 1861 году императором Александром II был подписан манифест о даровании крестьянам свободы от крепостной зависимости, что также дало толчок развитию переселенческого движкения в России. Однако, освоение восточных регионов страны шло крайне медленно. Лишь после начала строительства Транссибирской железнодорожной магитрали этот процесс несколько ускорился. Безземельные крестьяне из центральных и прибалтийских губерний России в поисках лучшей доли переселялись в восточную часть страны, за Урал, чтобы осваивать новые земли. Основными местами водворения переселенцев в Прииртышье были волости , расположенные к югу от линии железной дороги (Омский уезд) и северная таежная зона (Тарский уезд).
Первоначально политика царского правительства заключалась в ограничении процессов переселения крестьян в Сибирь. Это было связано с массовым оттоком трудоспособного населения из центральных губерний России, носившим зачастую неконтролируемый характер.
Переселенцы, прибывшие в Сибирь, заселяли преимущественно те территории, где имелись удобные сухопутные и водные пути сообщения и климатические условия, приемлемые для развития сельскохозяйственного производства. Крестьяне предпочитали на новом месте проживания продолжать заниматься теми же видами деятельности, что были прежде. Поэтому они выбирали те уезды Тобольской губернии, которые хотя бы отдаленно напоминали им по своим природным условиям малую родину.
К таким уедам относились Ишимский, Курганский, Тарский, Тобольский, Туринский, Тюкалинский, Тюменский и Ялуторовский, привлекавшие наибольшее количество переселенцев. Наоборот, Березовский и Сургутские уезды не пользовались популярностью у переселенцев ввиду суровых климатических условий и отсутствия достаточного количества земель, пригодных для ведения хозяйства.
Тобольскую губернию выбирали для постоянного проживания в основном малоимущие переселенцы, укоторые не имели финансовых возможностей для дальних переездов.Поэтому чиновники , отвечающие за устройство переселенцев, настоятельно рекомендовали Тобольскую губернию для рвасселения таких крестьян.
Зачастую прибывшие на новое место переселенцы не имели никаких документов, и было очень сложно проследить, действительно ли они нуждались в свободной земле для ведения хозяйства, кроме того, имели место случаи захвата свободных земель переселенцами.
Наиболее предпочтительными для переселенцев на територии Тобольской губернии были Тюкалинский и левобережная часть Тарского уездов, которые традиционно являлись центрами земледелия и имели выгодное экономико-географическое положение. Кроме того, заселению этих территорий способствовала и невысокая плотность населения.
Земли, предоставляемые переселенцам для обустройства, не всегда удовлетворяли требованиям земледелия и, зачастую, пробыв непродолжительное время на новом месте, крестьяне просили местных чиновников предоставить им земельные участки в более подходящих местах, где есть удобные пути сообщения и более плодородные почвы.
Чтобы исключить в дальнейшем непроизводительные затраты на обустройство переселенцев, соответствующие учреждения на местах стали практиковать так называемое "ходачество". оно заключалось в следующем. На предполагавшиеся к заселению земли направлялись ходоки, как от отдельных групп переселенцев, так и от отдельных семейств. Их главной задачей был осмотр территорий под будущие поселения и принятие соответствующих решений о возможности их заселения. Таким образом, большая часть предлагаемых земельных угодий была ими забракована, поскольку ведение хозяйства на малопригодных землях может дать положительный результат через определенное количество лет, а всё это время переселенцы вынуждены будут жить в долг.
Для претворения в жизнь политики государства на местах создавались специальные учреждения, ведающие вопросами землеустройства и переселения. Для решения подобных вопросов на территории Азиатской части в составе Главного управления земледелия и землеустройства было Переселенческое управление, имевшее стройную систему подведомственных учреждений.
По отношению степени и пределов компетенции данному Управлению были предоставлены права, присвоенные департаментам на основании "Общего образования министерств и "Общего наказа министерствам".
В компетенцию Переселенческого управления входило руководство выдачей разрешений на переселенике и принятие мер к упорядочению переселенческого движения, попечение о первоначальтном устройстве переселенцев на местах водворения и заведование всеми видами кредитов по линии Главного управления землеустройства и земледелия на развитие переселенческого дела, предварительная разработка новых мероприятий по вопросам миграции населения.
На территории Тарского уезда Тобольской губернии проблемами землеустройствва и переселения ведал 8-й крестьянский участок этого Управления, который возглавлял заведующий, одновременно являвшийся чиновником особых поручений и представителем власти при решении вопросов обустройства переселенцев и предоставлении им земельных участков для ведения хозяйства.
чиновник особых поручений, который одновременно являлся и заведующим 8-м крестьянским участком Тарского уезда, назначался на должность и освобождался и освобождался приказами начальника Переселенческого управления и был ему подотчетен. Он регулярно представлял в вышестоящее учреждение отчеты по основной деятельности участка и осуществлял надзор за соблюдением законодательства в области землепользования на подведомственной территории.
На него возлагалось общее, согласно указаниям высшей в крае местной власти, руководство церковным и школьным строительством на заселяемых территориях, землеотводными, землеустроительными, дорожными и гидротехническими работами, делом исследования новых местностей и обследование экономического положения местного населения, устройством переселенцев и рациональной организацией оказания хозяйственной медицинской и ветеринарной помощи.
Заведующий крестьянским участком был лицом, ответственным за успешный ход заселения и экономического развития подведомственной территории и при получении руководящих указаний от Главного управления землеустройства и земледелия, в необходимых случаях входил с представлениями в местные учреждения и опрганы власти.
Все состоящие на участке должностные лица переселенческой организации и поземельн-устроительной партии непосредственно подчинялись заведующему крестьянским участком, поскольку только он являлся главным ответственным лицом перед Переселенческим управлением, и потому имел право требовать точного и неукоснительного исполнения всех своих требований со стороны сотрудников.
Вместе с тем, заведующий крестьянским участком не должен был упускать из вида, что ближайшее наблюдение за ходом переселения и всеми колонизационными работами в каждой губернии принадлежит исключительно губернатору, а в пределах генерал-губернаторств - соответственно генерал-губернатору.
Требуя подчинения от всех подведомственных ему лиц, заведующий крестьянским хозяйством в то же время был обязан согласовывать все их действия с указаниями местной и губернской власти. В этих целях заведующим крестьянскими участками вменялось в обязанность представлять вышестоящим организациям в любое время по их требованию всех сведений о ходе работ, годовых смет расходов и отчетов об их исполнении.
В непосредственном ведении чиновника особых порученийПереселенческого управления находились Аевская, Атирская, Бергамакская, Бутаковская, Карташевская, Кейзесская, Корсинская, Крайчиковская, Малокрасноярская, Рыбинская, Слободчиковская, Седельниковская, Такмыкская и Тевризская волости Тарского уезда Тобольской губернии.
Переселенцы, прибывшие на новое место жительства, на первых порах обеспечивались минимальной помощью со стороны местных властей. Выделенных денежных средств, в основном, хватало на землеустроительные работы и заготовку небольшой части строительных материалов на возведение жилых и административно-хозяйственных построек.
В 1895-1912 годах на территории современного Колосовского района переселенцами были образованы села и деревни Александровка, Владимировка, Вороновка, Дубовка, Зеленая, Николаевка, Новологиново. В Муромцевском районе - это населенные пункты Алексеевка, Игоревка, Казанка, Караклинка, Кольцовка, Любимовка, Новопокровка, Поречье. Села и деревни Алексеевка, Андреевка, Бароновка, Богомель, Большеникольское, Верхняя Баклянка, Голубовка, Денисовка, Ельничное, Кирпичная, Короленко, Кукарка, Лилейка, Михайловка, Неждановка, Нижние Тунгузы, Новоуйка, Павловка, Петропавловка, Саратовка, Соловьевка, Спасск, Унары, Успенка, Усть-Инцы, Филатовка, Щелкановка, Эстонка вошли в состав нынешнего Седельниковского района.
Много новых населенных пунктов появилось и на территории современного Тарского района - Атак, Бешметовка, Бобровка, Быган, Васисс, Гриневичи, Дубровка, Егоровка,Имшегал, Калачевка, Каргачи, Кедровое, Киксы, Князевка, Кошкуль, Курляно-Дубровка, Литковка, Межевое, Михайловка, Новоекатериновка, Новоермаковка, Новопокровка, Петровка, Тимирка, Устюгово, Усюльган, Юрьевка. По названиям некоторых сел и деревень (Курляно-Дубровка, Литковка, Минско-Дворянский, Саратовка, Эстонка) можно было определить , из какой губернии прибыли переселенцы.
Большая часть Тарского уезда отличилась достаточно сложными природно-климатическими условиями, поэтому далеко не все переселенцы из губерний Европейской части России смогли обосноваться здесь надолго, Многие из них, ввиду крайне слабого материального достатка, возвращались обратно на места прежнего проживания.
Лишь семьи, имевшие достаточно устойчивый экономический потенциал, могли обеспечить себе приемлемые условия жизни в новой обстановке.
Учитывая нужды переселенцев, в 1895-1917 годах к имеющимся церквям Омской епархии, расположенным на территории Тарского уезда, были построены храмы в Большой Таве (он приписан к Слободчиковаскому приходу), Завьялово, Кондратьево, Нагорном, Новорождественке, Новоягодном, Рязанах и Унтаре. Одновременно, или немного позже, в селах и деревнях, где обосновались переселенцы, открывались церковно-приходские шуколы, где местные ребятишки могли обучаться грамоте.
Должность чиновника особых поручений, заведующего 8-м крестьянским участком Тарского уезда Тобольской губернии, вошли в состав одноименного архивного фонда, который поступил на постоянное хранение в Государственный архив Омской области в 1946 году.
В данный архивный фонд вошли следующие документы: протокол заседания комиссии по обсуждению проекта распределения земель Крайчиковской и Корсинской волостей: наряды на водворение переселенцев в поселки Екатерининский, Журавлевский, Ларионовский и Романовский, административные дела по Айлинскому и Туалинскому переселенческим участкам. Имеется переписка по вопросам водворения переселенцев в поселки Лебединский, Мало-Силимский, Минско-Дворянский, и Петровский.
Для исследователей будут интересными списки переселенцев по поселкам Ивановскому, Мало-Быгану и Шалаевскому. Также представляют определенный интерес прошение о содержании общественной винной лавки в поселке Айлинском и ходатайства переселенцев поселков Костромского и Тарабинского о выдаче ссуд на хозяйственное обустройство и таблица подробного вычисления угодий Каприловского переселенческого участка № 93. Документы будут интересны исследователям, занимающимся историей развития сельского хозяйства, переселенческого движения и трудовой миграции населения в России в конце 19-начале 20 века.