ОМСКИЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОДСКОЙ ПОЛЬСКИЙ КОСТЕЛ
Фонд № 348
Крайние даты документов: 1862 — 1927 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
---|---|---|---|---|
1 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1875 — 1926 | 17 | |
2 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1862 — 1927 | 30 | |
3 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1868 — 1920 | 43 |
Аннотация
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: УКАЗЫ, ЦИРКУЛЯРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВА О БРАКЕ, ВЫПИСКИ ИЗ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ.
Указы Императо¬ров, данные из Могилевской духовной консистории и относящиеся к деятельности Омского курата римско-католической церкви (назначение священников; порядок ведения церковных дел; регистрация рождений, браков и смертей; внесение изменений в метрические и погребальные книги); переписка с Могилевским архиепископом, Главным управлением Западной Сибири, Акмолинским военным губернатором, Тобольским губернским управлением и другими учреждениями о запрете отдельным священнослужителям проводить богослужения, исполнении духовных требований над воинскими чинами римско-католического вероисповедания, регистрации рождений, браков и смертей с приложением соответствующих справок, свидетельств и удостоверений и другим вопросам.
В опись включены посемейные списки верующих, проживающих в Тюкалинском и Петропавловском уездах из числа лиц, исповедующих католицизм. Также имеются выписки (экстрактов) из метрических книг о рождении, браке и смерти лиц римско-католического вероисповедания. Ряд документов в делах выполнен на польском языке.
Историческая справка
На территории России незначительное число католиков проживало еще со времен Киевской Руси. Однако взаимоотношения православного Русского государства и западной римско-католической церкви практически всегда были довольно сложными.
Широкое распространение католицизма в Сибири относится к началу ХIХ века. Начало этого процесса было связано в основном с водворением в Сибирь ссыльных поляков, участников восстания 1794 года под предводительством Т. Костюшко. Несколько позже большое количество этнических поляков было сослано в Сибирь по приговорам судов после восстаний, произошедших в 1830 и 1863 годах, также жестко подавленных властями. Поляки, также как и многие другие народы Европы, исповедовали католицизм.
В числе тех регионов Сибири, где появились католики, была и территория современной Омской области. Многие из ссыльных затем окончательно закрепились в Сибири, обзавелись недвижимым имуществом, семьями. Для полноценного осуществления необходимых религиозных обрядов необходимо было наличие католического храма. Начало 1860-х годов было ознаменовано появлением первого в Омске католического костела.
Все подданные Российской империи, исповедовавшие католицизм, находились в ведении Могилевской архиепархии, которая была образована в 1783 году. Деятельность этой архиепархии распространялась на всю территорию Российской империи, включая также Москву и Санкт-Петербург.
По данным на 1860 год, в Омске проживало 332 человека, исповедующих католицизм. 15 ноября 1861 года было утверждено разрешение отставному надворному советнику Поклевскому-Козелло построить в г. Омске на собственный счет латинскую церковь. Проект римско-католического костела был выполнен архитектором Сибирского казачьего войска Г.С. Вершининым в готическом стиле – с характерными стрельчатыми окнами, порталом и окном в виде розы на главном фасаде здания.
2 января 1862 года этот проект в целом был одобрен, но автору рекомендовано несколько изменить фасад, не затрагивая плана. 18 января 1862 года откорректированный и подписанный кантонистом Ивановым проект римско-католического костела в Омске был Высочайше утвержден.
Омский римско-католический костел был построен на площади у Никольского Казачьего собора между зданиями Общественного собрания и мусульманской мечети (в наши дни на месте костела располагается театр юного зрителя). Внутри его был прекрасный иконостас работы ссыльных поляков и орган.
В 1889 году прихожане-католики Омска обратились с прошением построить колокольню в ознаменование «чудесного» спасения жизней Императора Александра III и членов его семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года в районе станции Борки Харьковско-Азовской железной дороги. Разрешение на строительство было получено, и вскоре в костеле появилась небольшая колокольня, которая была выполнена в стилистическом единстве с основным зданием – с проемами в форме стрельчатых арок, башенки и другие элементы декора. С западной стороны костела был построен придел для ризницы с архивом.
В 1895 году католикам Омска была выделена земля за Казачьим кладбищем для организации собственного кладбища, немного позже на католическом кладбище была построена небольшая часовня.
25 февраля 1906 года Могилевской епархией Римско-католической церкви было подано прошение об утверждении чертежей для последующего расширения католического костела в г. Омске. Свой окончательный облик костел приобрел в 1910-1911 годах. В 1910 году было разрешено разобрать часовню, а имевшиеся строительные материалы использовать при постройке костельной башни и ризницы. Здание костела стало крестообразным в плане и получило высотную доминанту – стрельчатую колокольню с шатром.
В 1884 году настоятелем костела был ксендз Г. Гриневицкий, а в конце ХIХ века омским куратом и военным капелланом являлся священник Л. Чудовский, затем его сменил И. Виткевич. Настоятелем костела в 1903 году был А. Шпиганович, а в июне 1903 года в Омск прибыл ксендз Б. Скрында.
В 1905 году ксендз И. Булло был назначен Могилевским митрополитом на должность законоучителя в 1-ю женскую гимназию и в двухклассное мужское училище на станции Омск
Прихожанами римско-католической церкви были самые разные люди – от генералов до крестьян. В 1900-е годы это были: генерал-майор М.Ф. Габриалович, дворяне И.И. Яздовский, М.М. Голинский, В. Бишевский, старший воинский советник К.И. Белевич, ветеринарный врач Шукевич. Католики активно участвовали в деятельности Красного Креста. В конце ХIХ века было образовано Омское римско-католическое благотворительное общество.
В 1910-е годы председателем правления этого общества являлся С.И. Яздовский. По состоянию на 1914 год в богадельне Омского римско-католического благотворительного общества числился 31 человек обоего пола.
20 сентября 1906 года при Омском римско-католическом костеле было открыто начальное училище Омского римско-католического благотворительного общества, которым заведовала В.И. Яздовская. Существовало это учебное заведение на средства указанной общественной организации и выделяемые пособия от городского общества.
Римско-католическое учение велось и на русском языке – в кадетском корпусе, мужской железнодорожной школе и других учебных заведениях.
Поток переселенцев-католиков был довольно велик, поэтому за 10 лет (с 1898 по 1908 годы) разрешено было построить римско-католические молитвенные дома в поселках Десподзиновском и Елизаветинском Тюкалин¬ского уезда, деревне Ботвино Тарского уезда, а также в городе Петропавловске - все они были причислены к Омскому костелу.
В 1910 году митрополитом Могилевской епархии был учрежден Омский деканат с причислением к нему костелов в Екатеринбурге, Кемерово, Кургане, Мариенбурге, Кустанае, Омске, Тобольске, Тюмени и Челябинске, а также со всей Тургайской областью, как и строящиеся костелы в Петропавловске, а также костелы, которые могли образоваться на территориях названных приходов. На должность Омского декана был назначен, с сохранением в занимаемой должности, курат Омского костела, ксендз А. Билякевич. Таким образом, Омск стал одним из центров католической жизни России.
Богослужения в Омском римско-католическом костеле проходили в соответствии с общепринятыми среди католиков религиозными установлениями. Каждое воскресенье прихожане римско-католического костела собирались на еженедельную мессу, во время которой священнослужитель прочитывал один из стихов, содержащихся в псалме, а затем раскрывал присутствующим его значение. Обязательным элементом богослужения являлись молитвы. В дни главных церковных праздников (к ним относились, в частности, Рождество Христово и Пасха) католические службы традиционно носили особо торжественный характер.
В дни, свободные от богослужений, любой прихожанин мог прийти на исповедь к священнику, и, покаявшись в грехах или поделившись наболевшими проблемами, получить отеческий совет относительно того, как поступить, например, в той или иной жизненной ситуации. Тайна исповеди охранялась законом, и священник не имел права разглашать ее содержание кому бы то ни было.
Кроме того, римско-католический костел, как и храмы других конфессий на территории Российской империи, долгое время выполнял функции органа записей актов гражданского состояния. Здесь велись метрические книги, куда регулярно вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти лиц римско-католического вероисповедания, проводились обряды крещения новорожденных, венчания вступающих в брак и отпевание умерших. После Октябрьской революции функции регистрации рождений, браков и смертей перешли в исключительное ведение государства с созданием соответствующих учреждений.
По Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР об отделении церкви от государства здание Омского римско-католического костела было национализировано, и теперь католическая община только арендовала его. Однако, в первые годы Советской власти, несмотря на имеющиеся законодательные ограничения, при костеле продолжала работать школа для девочек, созданная еще до революции.
Согласно официальным данным на 1927 год, в Омском римско-католическом костеле числилось 63 прихожанина, а в следующем году их число сократилось до 50 человек. Согласно актам обследования церковных архивов Омским окружным архивным бюро от 12 января 1930 года, в римско-католическом костеле отмечены только богословские книги на латинском языке.
Постановлением Западно-Сибирского крайисполкома от 3 октября 1932 года Омский римско-католический костел был официально ликвидирован, а его здание передано Омскому городскому Совету для использования в культурно-просветительских целях. В 1937 году в переоборудованном здании костела разместился городской летний театр, который функционировал вплоть до середины 1960-х годов. Ранее построенная колокольня была снесена, а к самому зданию костела пристроили площадку летнего театра.
При строительстве в 1965 году нового здания Омского областного театра юного зрителя (ныне Омский театр для детей и молодежи), постройки бывшего римско-католического костела были разобраны.
Документы, образовавшиеся в период деятельности Омского курата римско-католической церкви, вошли в состав одноименного архивного фонда и были переданы на постоянное хранение в Исторический архив Омской об¬ласти. Первое поступление документов отмечено в 1945 году в количестве 14 дел. Опись № 1, по которой были переданы документы, выполнена в рукописном виде.
В 1946 году из состава данного архивного фонда дело № 12 было выделено в самостоятельный архивный фонд Ф.361 «Омское римско-католическое благотворительное общество». В 1964 году опись № 1 была перепечатана, а дела перенумерованы. Рукописный вариант описи № 1 находится в деле фонда.
Следующие поступления документов были зафиксированы в 1985 году (9 дел) и 1998 году (19 дел). Документы в обоих случаях переданы Омским областным архивом ЗАГС в связи с истечением срока их хранения.
В 2002 году дополнительно проводилось описание документов, находящихся в россыпи, но относящихся к составу данного архивного фонда. Они составили опись № 3 на 43 дела. Проверки наличия и состояния документов указанного фонда проводились в 1946, 1955, 1979, 1981 и 2003 годах. Отмечалось, что дела в описях № 1 и № 2 требуют реставрации, а дела по описи № 3 находятся в удовлетворительном состоянии. Условия хранения документов данного архивного фонда признаны удовлетворительными.
По состоянию на 1 января 2013 года в фонде Ф.348 «Омский курат римско-католической церкви» числилось 3 описи на 88 дел постоянного хранения за 1862-1927 годы, в том числе: опись № 1 на 16 дел за 1873-1926 годы, опись № 2 на 29 дел за 1862-1927 годы и опись № 3 на 43 дела за 1868-1919 годы. В составе описей № 1 и № 3 имеются в основном документы общего делопроизводства, а в описи № 2 – метрические книги регистрации актовых записей о рождении, браке и смерти лиц римско-католического вероисповедания.
Имевшийся научно-справочный аппарат к документам фонда не в полной мере отвечал предъявляемым требованиям. Так, например, отсутствовала полноценная историческая справка к фонду, что не позволяла проследить историю фондообразователя. Вместо исторической справки имелась только краткая характеристика документов, переданных на государственное хранение при первом их поступлении. Заголовки ряда дел, в частности, описи № 1 недостаточно раскрывали содержание имеющихся документов. Исходя из вышеизложенного, было принято решение об усовершенствовании описи № 1 и составлении исторической справки собственно к фонду.
Усовершенствование описи проводилось в январе 2013 года. Для работы было получено 16 дел. Не подлежащих дальнейшему хранению, либо относящихся к составу других архивных фондов дел нет.
В ходе усовершенствования описи выполнены следующие виды работ: редактирование заголовков дел, уточнение крайних дат документов и количества листов в делах. Систематизация дел в пределах описи № 1 при ее усовершенствовании осталась прежней.
Вновь составлена опись № 1 на 17 дел постоянного хранения за 1873-1926 годы, пересоставленная опись включена в состав новой описи последним номером.
В состав описи № 1 вошли следующие документы: Указы Императоров, данные из Могилевской духовной консистории и относящиеся к деятельности Омского курата римско-католической церкви (назначение священников; порядок ведения церковных дел; регистрация рождений, браков и смертей; внесение изменений в метрические и погребальные книги); переписка с Могилевским архиепископом, Главным управлением Западной Сибири, Акмолинским военным губернатором, Тобольским губернским управлением и другими учреждениями о запрете отдельным священнослужителям проводить богослужения, исполнении духовных требований над воинскими чинами римско-католического вероисповедания, регистрации рождений, браков и смертей с приложением соответствующих справок, свидетельств и удостоверений и другим вопросам.
В опись включены посемейные списки верующих, проживающих в Тюкалинском и Петропавловском уездах из числа лиц, исповедующих католицизм. Также имеются выписки (экстрактов) из метрических книг о рождении, браке и смерти лиц римско-католического вероисповедания. Ряд документов в делах выполнен на польском языке.
.По состоянию на 21 января 2013 года в фонде Ф.348 «Омский курат римско-католической церкви» числятся 3 описи на 89 дел постоянного хранения за 1862-1927 годы, в том числе опись № 1 на 17 дел за 1873-1926 годы, опись № 2 на 29 дел за 1862-1927 годы и опись № 3 на 43 дела за 1868-1919 годы.
Какой-либо определенный принцип систематизации дел в описи № 1 отсутствует. Годовые разделы не выделены. Документы расположены в исторически сложившемся порядке поступления и включения в состав данной описи. К описи составлен следующий научно-справочный аппарат: историческая справка и титульный лист.
Сохранность и полнота документов данного архивного фонда в целом удовлетворительная, что позволяет получить определенное представление о деятельности фондообразователя практически за весь период его работы. Документы фонда постоянно используются сотрудниками архива для исполнения тематических, генеалогических и социально-правовых запросов.