МИТРЯСОВ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (07.05.1937 г. - 14.04.2010 г.)

Фонд № Р-3723

Крайние даты документов: 1898 — 2008 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1898 — 2008 294

Аннотация

Опись № 1 включает следующие разделы:
1. Биографические документы.
2. Документы служебной деятельности.
3. Документы общественной деятельности
4. Творческие документы.
5. Документы о фондообразователе.
6. Переписка.
7. Коллекция документов, собранных фондообразователем.
8. Фотодокументы.

Историческая справка

Михаил Валентинович Митрясов родился 7 мая 1937 года в г. Омске в семье служащих. Его отец, Валентин Павлович Митрясов, военный инженер-строитель, в 1939 году закончил Сибирский автомобильно-дорожный институт имени Куйбышева, много лет работал в органах государственной безопасности.
Мать М.В. Митрясова работала преподавателем биологии в средней школе. Родители с детства прививали Михаилу любовь к искусству – музыке, литературе, живописи, театру.
С трехлетнего возраста он стал обучаться игре на рояле под руководством матери, хорошей пианистки. Часто вместе с родителями посещал различные концерты, музыкальные и драматические спектакли.
Его отца, как человека военного, постоянно переводили на новые места службы в разные уголки нашей Родины. Так, свое общее и музыкальное школьное образование Михаил начал в г. Тюмени. Учеба в семилетней музыкальной школе проходила довольно успешно. Например, из 2-го класса он был переведен сразу в 4-й класс, а затем из 5-го класса перешел в 7-й класс.
На воспитание в Михаиле любви к музыке, искусству фортепианной игры, а затем и в последующем выборе профессии пианиста-исполнителя и педагога-пианиста большое влияние оказала тетя со стороны матери – известная камерная и оперная певица, заслуженная артистка РСФСР, почетный профессор Московской государственной консерватории Д.Я. Пантофель-Нечецкая.
Еще обучаясь в 7-м классе детской музыкальной школы, Михаил, по предложению дирекции учебного заведения, стал работать педагогом и концертмейстером в этой же школе. Это фактически стало началом трудовой деятельности М.В. Митрясова.
В те послевоенные годы ощущалась острая нехватка педагогов-музыкантов со специальным образованием, поэтому старшеклассники детских музыкальных школ зачастую начинали работать педагогами и концертмейстерами в тех же школах, где обучались.
По окончании музыкальной школы в 1955 году, Михаил Валентинович поступил в Саратовское музыкальное училище, где обучался одновременно на двух отделениях – фортепианном и музыковедческом.
В 1958 году М.В. Митрясов, будучи учащимся этого училища, был принят на работу в музыкальную школу г. Энгельс (Саратовская область) преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером.
По окончании музыкального училища в 1959 году он поступил в одно из старейших высших музыкальных учебных заведений страны – Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова, где также занимался, как и в музыкальном училище, параллельно на двух факультетах – фортепианном и музыковедческом.
В том же 1959 году отец Михаила Валентиновича был переведен на новое место работы в г. Сталинск (ныне Новокузнецк) Кемеровской области, и М.В. Митрясов соответственно перевелся на заочное отделение Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, где продолжил одновременное обучение на двух факультетах – фортепианном и музыковедческом. После переезда в г. Сталинск Михаил Валентинович принят на работу в детскую музыкальную школу № 6 преподавателем по классу фортепиано.
В 1965 году М.В. Митрясов окончил фортепианный факультет Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, однако, учебу на музыковедческом факультете он вынужден был оставить еще на четвертом курсе по состоянию здоровья.
В 1969 году Михаил Валентинович вернулся в г. Омск и стал работать в Омском музыкальном училище имени В.Я Шебалина преподавателем по классу фортепиано, одновременно он преподавал и в детской музыкальной школе при училище. Как педагог, постоянно повышал свой профессиональный уровень на факультетах повышения квалификации ведущих музыкальных вузов страны.
Кроме педагогической деятельности, М.В. Митрясов плодотворно занимался методической работой, регулярно консультировал преподавателей музыкальных школ г. Омска и области по разнообразным вопросам преподавания специальных дисциплин. Его ученики в музыкальном училище и в подведомственной музыкальной школе неоднократно принимали участие в различных концертах, смотрах, конкурсах и неизменно завоевывали как высокие оценки жюри, так и восторженные отклики публики.
Помимо собственно преподавательской и методической деятельности, Михаил Валентинович проводил активную общественную работу. На протяжении длительного времени избирался членом партийного бюро училища. Являлся активным слушателем вечернего университета марксизма-ленинизма при Омском областном комитете КПСС.
Выступая на партийных собраниях, М.В. Митрясов регулярно поднимал острые многие вопросы и проблемы, касающиеся внутренней жизни коллектива училища. В 1987 году, в силу ряда обстоятельств, вынужден был покинуть учебное заведение.
После увольнения из Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина Михаил Валентинович несколько лет довольно успешно работал концертмейстером академического хора Дворца культуры Омского моторостроительного предприятия имени П.И. Баранова.
В 1993 году М.В. Митрясов был принят на должность старшего преподавателя вновь образованной кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета начальных классов (с 1999 года – в составе факультете искусств) Омского государственного педагогического университета. Позже он утвержден в должности доцента этой кафедры.
Будучи старшим преподавателем, а затем и доцентом кафедры, Михаил Валентинович, выполнял большой объем учебно-методической работы в деле подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей пения и музыки для школ г. Омска и области. Выпустил ряд методических рекомендаций по вопросам методики обучения игре на фортепиано, работы над музыкальными произведениями, использованию современных технических средств обучения в музыкальной педагогике.
Указом Президента Российской федерации от 12 сентября 1996 года Михаилу Валентиновичу Митрясову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
М.В. Митрясов умер в г. Омске 14 апреля 2010 года.
Документы, образовавшиеся в годы жизни и деятельности Михаила Валентиновича Митрясова, вошли в состав одноименного архивного фонда лич¬ного происхождения и переданы на государственное хранение в Исторический архив Омской области в 2012 года вдовой фондообразователя.
В 2015 – 2016 годах проведено описание принятых документов. Для работы было получено 300 временных дел. В процессе описания проведены следующие виды работ: формирование дел, составление заголовков, определение крайних дат документов и количества листов в делах.
Составлена опись № 1 на 289 дел постоянного хранения за 1898 – 2008 годы.
Опись № 1 включает следующие разделы:
1. Биографические документы.
2. Документы служебной деятельности.
3. Документы общественной деятельности
4. Творческие документы.
5. Документы о фондообразователе.
6. Переписка.
7. Коллекция документов, собранных фондообразователем.
8. Фотодокументы.
В раздел «Биографические документы» включены автобиография, копия трудовой книжки, личный листок по учету кадров. Имеются дипломы аттестаты, удостоверения, почетные грамоты, школьный дневник фондообразователя.
Раздел «Документы служебной деятельности» представлен документами о педагогической деятельности М.В. Митрясова в Омском музыкальном училище имени В.Я. Шебалина и Омском государственном педагогическом университете. Включены методические разработки, учебные планы и программы, разработанные фондообразователем в период педагогической и научно-методической деятельности.
Имеются конспекты учебных занятий по дисциплинам «Методика фортепиано», «История и теория пианизма», «История и теория исполнительского искусства», «История и теория исполнительского искусства», «Музыкальная педагогика и методика», «Музыкальная педагогика и психология музыкального воспитания», а также рабочие тетради с краткими записями, необходимыми при проведении учебных занятий по теории и методике фортепиано, теории музыки, исполнительскому искусству.
В разделе «Документы общественной деятельности» представлены предложения и ходатайства в местные органы законодательной и исполнительной власти о присвоении почетных званий «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» известным деятелям культуры и искусства г. Омска, по проекту «Положения о творческих союзах». Имеются конспекты учебных занятий по дисциплинам «Методика партийной пропаганды», «Методика ораторского искусства», «Факультет творческой интеллигенции», «Марксистско-ленинская этика», «Мир сегодня», «Внешняя политика КПСС» в вечернем университете марксизма-ленинизма при Омском областном комитете КПСС.
Раздел «Творческие документы» включает статьи М.В. Митрясова, документы о работе фондообразователя над книгой-монографией «Сибирский соловей» об известной оперной певице Д.Я. Пантофель-Нечецкой, конспекты методической, публицистической и научно-популярной литературы в различных областях знаний, его студенческие работы по дисциплинам «История пианизма», «История музыки» с анализом произведений Л. Бетховена, Ф. Листа, С.В. Рахманинова, Ф. Шопена.
В раздел «Документы о фондообразователе» вошли служебные характеристики М.В. Митрясова, справки и отзывы, отражающие его служебную и общественную деятельность, рецензии и отзывы на учебно-методические пособия для преподавателей, учащихся и студентов музыкальных учебных заведений, подготовленные фондообразователем, список его основных научно-методических работ, статья Т. Сорокиной «Саксонский рояль», опубликованная в газете «Вечерний Омск», о переданном семьей М.В. Митрясова в дар Омской детской школы искусств № 12 рояля марки «Август Ферстер».
В разделе «Переписка» имеются письма М.В. Митрясова друзьям и знакомым, а также композиторам, педагогам в различные города Советского Союза.
Раздел «Коллекция документов, собранных фондообразователем» является самым обширным по объему. Здесь представлены брошюры, машинописные работы, статьями, относящимися к широкому кругу вопросов – идеологическая работа, наука, культура. Имеются альбомы с вырезками из газет и журналов со статьями разных авторов о событиях в области культуры и искусства, фотографиями известных музыкантов, артистов театра и кино, открытки, собранные фондообразователем по интересующей его тематике, альбомы с фотографиями и газетными статьями, посвященные известным певцам, музыкантам и композиторам, собранные фондообразователем.
В раздел также включены фотографии известных советских и зарубежных артистов театра и кино 1960 – 1970-х годов. Интересны конспекты учебных занятий в «Школе здоровья», подготовленные фондообразователем и другими лицами. Кроме того в данный раздел включены грампластинки с записями произведений А.С. Аренского, М.И. Глинки, К. Дебюсси, В.С. Калинникова, М.П. Мусоргского, Д.Д. Шостаковича, других авторов.
Представлены нотные записи произведений таких композиторов, как И.С. Бах, Э. Григ, А.С. Даргомыжского, Р. Леонкавалло, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, изданные в 1898 – 1939 годы. Самое раннее издание в составе фонда – это нотные записи сочинения № 48 А.Г. Рубинштейна (1898 год) к драматическим сценам по произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», написанного в жанре «маленькая трагедия».
Включены ряд печатных изданий с дарственными надписями М.В. Митрясову, например, книга Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине» с дарственной надписью музыковеда, пианиста и педагога, Я.И. Мильштейна, сборники нотных записей произведений омских композиторов И.И. Алейникова «Избранные произведения» и А.Н. Толстобокова «Кому что снится? (Песни и хоры для детей и юношества)»; сборник нотных записей профессора Московской государственной консерватории Е.Г. Сорокиной «Фортепианный дуэт. (Пьесы для фортепиано в четыре руки)»; нотные записи произведений П.И. Чайковского «Три арии Германа из оперы «Пиковая дама» с дарственной надписью пианиста и композитора Е.М. Шендеровича.
В разделе «Фотодокументы» имеется альбом с фотографиями выпускников и преподавателей инженерно-строительного факультета Сибирского автомобильно-дорожного института имени Куйбышева, который окончил В.П. Митрясов, отец М.В. Митрясова, фотографии фондообразователя, сделанные в разные годы его жизни, фотографии его родителей, сестры, детей, одиночные и в группе с другими людьми. Также здесь представлены фотографии неустановленных лиц.
Опись № 1 данного архивного фонда построена по номинальному признаку. В пределах каждого раздела документы систематизированы по степени важности, в свою очередь однотипные документы систематизированы по хронологии. В разделе «Коллекция документов, собранных фондообразователем» выделены подразделы.
Сдаточные описи на документы фонда личного происхождения Митрясова Михаила Валентиновича включены в опись последним порядковым номером.
К описи фонда личного происхождения М.В. Митрясова составлен следующий научно-справочный аппарат: историческая справка, список сокращений, оглавление и титульный лист.