ЧЕРНЕЦКИЙ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ - НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАДРОВ ВАГОННОГО ДЕПО СТАНЦИИ ОМСК ОМСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (д/р 27.09.1903 г.)
Фонд № Р-3406
Крайние даты документов: 1905 — 1973 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
---|---|---|---|---|
1 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1905 — 1973 | 17 |
Аннотация
БИОГРАФИЧЕСКИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
ДОКУМЕНТЫ РОДСТВЕННИКОВ.
ДОКУМЕНТЫ О ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЕ, ФОТОГРАФИИ.
Историческая справка
Петр Александрович Чернецкий родился 27 сентября 1903 годы в деревне Пасутичи Изабелинской волости Волковысского уезда Гродненской губернии в бедной крестьянской семье. В 1911 году Петр поступил учиться в Пасутичскую 3-классную школу, однако, в 1913 году учебу пришлось прекратить из-за отсутствия возможностей оплачивать её.
В 1914 году, когда началась 1-я мировая война, Александра Чернецкого, отца Петра (его отчество в документах фонда не указывается), призвали на службу в Действующую Армию, и его жена, Домна Степановна, вместе с детьми вынуждена была перебиваться случайными заработками. В 1917 году Чернецкие перебрались на жительство в г. Новгород, мать Петра стала работать на фарфоро-фаянсовой фабрике Кузнецова, на эту же фабрику разнорабочим в 1916 году пришел и Петр, что позволило несколько улучшить материальное положение семьи. С марта по октябрь 1916 года Петр Чернецкий работал на этом предприятии, а затем завербовался разнорабочим на строительство железной дороги Новгород - Валдай, где проработан до августа 1917 года. В конце 1917 года возвратился с фронта отец Петра Александровича, и семья Чернецких в полном составе уехала в Сибирь в связи с закрытием фарфоро-фаянсовой фабрики, где работала мать и отсутствием постоянной работы в Новгороде у главы семьи. В феврале 1918 года Петр поступил разнорабочим на Вагайский участок службы пути Омской железной дороги и проработал здесь до августа 1919 года. В сентябре 1919 года П. А. Чернецкий добровольцем поступил на службу в Красную Армию. Службу он проходил на разных должностях в штабе 115-й стрелковой бригады 39-й стрелковой дивизии. В ноябре 1919 года он вступил в Ряды РКП (б).
В сентябре 1919 года Петр Александрович был демобилизован из Красной Армии и вернулся на работу на Вагайский участок службы пути Омской железной дороги в качестве ремонтного рабочего, проработав на этом месте до ноября 1922 года, когда он стал председателем линейного комитета профсоюза ст. Вагай Омской железной дороги. В июне 1924 года П. А. Чернецкий пошел на повышение - его избрали председателем профсоюзного комитета Омской железной дороги. В сентябре 1925 года Петр Александрович поступил учиться на рабфак Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, по окончании которого он вернулся в г. Омск и был назначен членом комитета страховой кассы Омского участка службы пути Омской железной дороги, проработав на этом месте с апреля 1926 года по январь 1928 года. В январе 1928 года его назначили руководителем группы профессионального образования Омской железной дороги.
В мае 1929 года П. А. Чернецкий перешел на работу в Ленинский райком ВКП (б) г. Омска на должность заведующего агитационно-массовым отделом. В сентябре 1930 года его назначили на должность секретаря парткома Омского железнодорожного узла. В апреле 1931 года Петр Александрович был переведен на партийную работу в г. Барнаул заместителем секретаря партийной организации Барнаульского Района Омской железной дороги, а в сентябре 1932 года он возглавил партком Барнаульского паровозовагоноремонтного завода.
С марта по август 1933 года П. А. Чернецкий - инструктор политотдела Новосибирского района Томской железной дороги, а в сентябре 1933 года был избран секретарем партийного комитета паровозного депо ст. Барабинск Омской железной дороги.
В январе 1935 года Петр Александрович был назначен начальником механического техникума Омской железной дороги (ныне Омский техникум железнодорожного транспорта). В этом учебном заведении он проработал до октября 1935 года и был назначен парторгом треста «Омскстройпуть» Омской железной дороги.
В апреле 1936 года П. А. Чернецкий стал инструктором политотдела Омской железной дороги, а в октябре 1936 года перешел в дорожный комитет профсоюза (Дорпрофсож), где проработал на различных должностях до апреля 1943 года - заведующим отделом, ответственным секретарем и председателем комитета.
С апреля по ноябрь 1943 года Петр Александрович занимал должность помощника начальника паровозной службы Омской железной дороги, а затем вновь вернулся на профсоюзную работу и до июня 1944 года проработал председателем профсоюзного комитета Омского района Омской железной дороги (райпрофсож).
В июле 1944 года П. А. Чернецкого снова направили на партийную работу инструктором по кадрам Омского городского комитета ВКП(б), а в ноябре 1948 года его избрали секретарем Центрального райкома ВКП(б) г. Омска.
В феврале 1950 года Петра Александровича назначили на должность старшего инспектора Центрального райкома ВКП (б), в декабре 1951 года он окончательно вернулся на железнодорожный транспорт, работал заместителем начальника Омского отделения Омской железной дороги по кадрам.
В июне 1952 года П. А. Чернецкий был назначен секретарем парткома паровозного депо ст. Омск Омской железной дороги, а в сентябре 1953 года - заместителем начальника 8-й дистанции пути Омского отделения Омской железной дороги по политической части в г. Калачинске Омской области.
В сентябре 1956 года Петр Александрович был назначен начальником отдела кадров вагонного депо ст. Омск Омской железной дороги, где и проработал до ухода на заслуженный отдых 11 июня 1960 года.
П. А. Чернецкий активно занимался общественной деятельностью, работая на выборных должностях в партийных и советских органах, был членом Президиума Ленинского райсовета г. Омска (1924-1931), членом бюро Ленинского райкома ВКП (б) г. Омска (1928-1930), депутатом Омского горсовета (1924-195, с перерывами), являлся членом пленума Омского окружного комитета ВКП (б) (1930), членом буро Омского горкома ВКП (б) (1931-1933), членом пленума Барабинского горкома ВКП (б) (1933-1934), членом президиума Дорожного комитета профсоюзов Омской железной дороги (1941-1944), членом ревизионной комиссии Омского горкома КПСС (1952-1953).
Петр Александрович представлял омских коммунистов в качестве делегата XVI съезда ВКП (б), состоявшегося в г. Москве в 1930 году. Его несколько раз награждали орденами и медалями СССР, в их числе медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «За трудовое отличие» (1952), «За Трудовую доблесть» (1954), «За освоение целинных земель» (1957) и знак Министерства путей сообщения СССР «Почетный железнодорожник».
В семье Чернецких, кроме Петра, было еще трое детей. Андрей Александрович Чернецкий работал председателем Аббатского райисполкома (ныне Тюменской области), в 1941 году он добровольцем ушел на фронт и погиб в боях за Родину. Другой брат, Мефодий Александрович Чернецкий, работал председателем Вагайского сельсовета, умер в 1935 году. Сестра, Вера Александровна Чернецкая, всю жизнь проработала учительницей в Окуневской школе Омутинского района Тюменской области. С ней прожила последние годы жизни и мать, Домна Степановна.
Семья Петра Александровича Чернецкого состояла из четырех человек. Жена, Вера Михайловна Чернецкая (в девичестве Захарченко), 1905 года рождения, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Их сын Владимир Петрович Чернецкий, [1927] года рождения, в 1952 году окончил Омский ветеринарный институт и после его окончания работал по специальности в Усть-Ишимском районе Омской области. Дочь, Светлана Петровна Чернецкая, родилась в [1940] году. Другие сведения о семье П. А. Чернецкого отсутствуют.
Документы, образовавшиеся в период жизни и деятельности Петра Александровича Чернецкого и членов его семьи вошли в состав фонда личного происхождения, который поступил на хранение в Государственный архив Омской области в 2006 году. По состоянию на 1 января 2007 года в фонде по сдаточной описи числилось 17 временных дел за 1905-1973 года. Это биографические и творческие документы; документы о фондообразователе, документы родственников, переписка и фотографии.
В январе 2008 года проводилось описание документов фонда личного происхождения «Чернецкий Петр Александрович, начальник отдела кадров вагонного депо ст. Омск Омской железной дороги». Для работы получено 17 дел. В ходе описании проведено формирование единиц хранении, составлены заголовки, уточнены крайние даты и количество листов в делах, проведена систематизация дел.
Составлена опись № 1 на 17 дел постоянного хранения на 1905-1973 годы, состоящая из 7 разделов:
1. Биографические документы
2. Служебные документы
3. Творческие документы
4. Документы родственников
5. Документы о фондообразователе
6. Переписка
7. Фотографии
В раздел «Биографические документы» вошли автобиография П. А. Чернеркого, свидетельство об вечернего Университета марксизма-ленинизма, приказ министра путей сообщения о награждении знаком «Почетный железнодорожник» и сопутствующее удостоверение.
Раздел «Служебные документы» включает в себя справки с места работы на имя П. А. Чернецкого, командировочные удостоверения, трудовая книжка и личное дело фондообразователя.
В разделе «Творческие документы» имеются газеты «Омская правда» и «Омский железнодорожник» со статьями П. А. Чернецкого, посвященные социально-экономическим проблемам предприятий железнодорожного транспорта.
В составе раздела «Документы родственников» - выписка из метрической книги о рождении В. М. Захарченко, жены П. А. Чернецкого, расчетная книжка для получения продовольственного пособия на ее имя и свидетельство об окончании 2-го Атаманского смешанного начального училища ст. Омск.
В раздел «Документы о фондообразователе» вошли газеты «Омская правда» и «Омский железнодорожник» со статьями разных авторов о П. А. Чернецком.
В разделе «Переписка» имеются письмо фондообразователя в редакцию газета «Правда»; письма и копии телеграмм на имя П. А. Чернецкого от разных лиц, в том числе от И. В. Сталина; благодарственные письма и пригласительные билеты.
В раздел «Фотографии» включены фотографии фондообразователя (одиночные и групповые), сделанные в разные годы.
Опись построена по номинально-хронологическому признаку. В пределах каждого раздела документы систематизированы по степени важности, однотипные документы просистематизированы по хронологии.
К описи составлено предисловие и оформлен титульный лист. Документы, относящиеся к жизни н деятельности П. А. Чернецкого и вошедшие в состав данного фонда личного происхождения, позволяют лишь в общих чертах получить представление о жизненном пути фондообразователя. Тем не менее, этот архивный фонд может представлять интерес для исследователей, занимающихся изучением истории железнодорожного транспорта Западной Сибири.