РЕЗНИЧЕНКО ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ - ЖУРНАЛИСТ, ХУДОЖНИК РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ "ОМСКАЯ ПРАВДА", Г. ОМСК (17.06.1930 г. -14.03.1996 г.)

Фонд № Р-3253

Крайние даты документов: 1907 — 1995 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1907 — 1995 300

Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. РИСУНКИ К СТАТЬЯМ В ГАЗЕТЕ "ОМСКАЯ ПРАВДА". ПОРТРЕТЫ, ДРУЖЕСКИЕ ШАРЖИ, ФОТОДОКУМЕНТЫ. КОЛЛЕКЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОБРАННЫХ РЕЗНИЧЕНКО.

Историческая справка

Виктор Николаевич Резниченко родился 17 июня 1930 года в г. Ленинграде. В 1941 году вместе с родителями он был эвакуирован в г. Омск. Три года спустя, в декабре 1944 года, Виктор поступил работать на завод № 29 им. П.И. Баранова в литейный цех. Ушедших на фронт мужчин, даже на участках с вредными условиями труда, заменяли женщины и подростки. В цехе, помимо основной работы, Виктор выпускал боевые листки «Все для фронта!», рисовал карикатуры на нерадивых работников, писал плакаты. И именно в цехе он открыл у себя способности к рисованию, а полученные навыки литейщика очень пригодились Виктору, когда он перешел работать в заводскую типографию печатником. Тогда набор текстов для газет осуществлялся на линотипе, где буквы отливались из жидкого металла.
В 1952 году Виктор Николаевич поступил в редакцию «Заводской правды» на должность художника, с 1953 по 1956 годы он проходил службу в рядах Советской Армии, где также нашел применение своему таланту – был постоянным автором стенгазет и «Боевых листовок». Демобилизовавшись из рядов Вооруженных сил, Виктор Николаевич вернулся в ставший родным и близким коллектив заводской многотиражки. Работая в редакции «Заводской правды», он был не только художником, но и фотокорреспондентом, чьи работы пользовались известностью не только в редакции и на заводе, но и во всей области, поскольку Виктор Николаевич активно сотрудничал с ведущей областной газетой «Омская правда». В редакции главной газеты области обратили внимание на молодого, но весьма перспективного фотокорреспондента и художника. Тогдашний редактор «Омской правды» Иван Дмитриевич Фадеев пригласил В.Н. Резниченко попробовать силы в старейшей газете региона. И в сентябре 1960 года Виктор Николаевич переходит в «Омскую правду», газету, которой он отдал большую часть своей жизни – более 35 лет. До 1965 года В.Н. Резниченко трудился в качестве фотокорреспондента газеты, исколесил всю область, снимал многих замечательных людей, яркие события в истории края, обучал молодежь редакции секретам своего мастерства, открывал им тайны фотографии. В 1965 году Виктор Николаевич перешел в отдел иллюстраций «Омской правды» на должность художника. Теперь практически ни один номер газеты не обходился без его иллюстрации. Ему удавалось абсолютно все – рисунки к фельетонам и в рубрике «Улыбка художника», рассказам и очеркам, повестям и сказкам. Такой универсализм и рассказам и широта интересов В.Н. Резниченко, а также его педагогический дар не могли остаться незамеченными. Когда в 1967 году встал вопрос о назначении нового заведующего в отдел иллюстрации «Омской правды», иной кандидатуры, кроме В.Н. Резниченко, не было. В должности заведующего отделом Виктор Николаевич проработал 28 лет, вплоть до ухода на заслуженный отдых в сентябре 1995 года.
В работе В.Н. Резниченко отличался неуемной энергией, поразительной оперативностью. Он умел организовывать работу коллектива отдела так, чтобы иллюстрации к «горячим» материалам появлялись порой раньше самих материалов, благодаря чему самая последняя информация публиковалась практически без задержки. Яркий пример – приезды в г. Омск многих партийно-правительственных делегаций, которые получали памятные фотоальбомы о пребывании в нашем городе еще до отъезда из него. Большинство из этих альбомов были оформлены непосредственно Виктором Николаевичем. Как человек широкой души он очень любил делать подарки. Ни один юбилей сотрудника редакции не обходился без дружеского шаржа, выполненного В.Н. Резниченко. Также он много рисовал известных людей города, области, страны. Причем это делал как истинный профессионал, незаметно для человека, изучая не только его самого, но и фотографии, как новые, так и старые. И любой его рисунок делал человека узнаваемым. Виктор Николаевич очень увлекался историей авиации и космонавтики, постоянно собирал фотографии и открытки с изображением самолетов, фотопортреты космонавтов, известных летчиком, авиаконструкторов, много рисовал сам на темы космоса. Другим увлечением В.Н. Резниченко было искусство. Он дружил со многими известными музыкантами, композиторами, артистами, создавал необыкновенные по красоте дружеские шаржи, собирал фотографии культуры и искусства современности и прошлого. Из чисто профессионального интереса Виктор Николаевич собирал книги, посвященные политическому рисунку со стихотворными комментариями известных поэтов. Причем делал это не для того чтобы подражать, а для того, чтобы учиться, перенимать опыт. Он был из тех людей, которые не мыслят себя вне работы. Он не умел и не очень любил отдыхать, и даже, будучи в отпуске, всегда что-то рисовал, делал фотоснимки. У него была давняя мечта – создать в Омске музей журналистики. По его мнению в этот музей должно было быть собрано все то самое интересное, что написано, отснято поколениями омских «тружеников пера». Но этой мечте не суждено было сбыться, 14 марта 1996 года Виктор Николаевич Резниченко скоропостижно скончался.
Документы, образовавшиеся в творческой деятельности В.Н. Резниченко, образовали архивный фонд, поступивший на хранение в Государственный архив Омской области в 1997 году. Документы были переданы редакцией газеты «Ореол», позже на них составлена предварительная опись на 62 единицы хранения. Среди принятых документов личный штамп В.Н. Резниченко, рисунки на разные темы, выполненные фондообразователем (карикатуры, шаржи, иллюстрации); фотографии разных авторов и на разные темы; коллекция книг и открыток. Для создания фотофонда В.Н. Резниченко сотрудниками отдела использования и публикации документов были отобраны 1075 негативов. Часть из них сделаны самим фондообразователем, а часть – переснята с иных источников. Фотофонд находится на фотоучастке отдела использования и публикации документов ГАОО.
В марте-июне 2002 года проводилось описание документов личного фонда В.Н. Резниченко. Для работы получено 62 единицы хранения и 1 коробка неописанных документов. В ходе описания проделаны следующие виды работ: формирование дел, составление заголовков дел, уточнение крайних дат документов, количества листов в делах, систематизация дел.
На документы составлена опись № 1 на 300 ед. хр. за 1907-1995 годы. В опись вошли личные документы В.Н. Резниченко, творческие документы фондообразователя; фотографии разных авторов и на разные темы; коллекция документов, собранная фондообразователем.
Раздел «Личные документы» состоит из 1 дела – это личный штамп В.Н. Резниченко.
В раздел «Творческие документы» вошли графические рисунки, выполненные фондообразователем. Это иллюстрации к статьям, очеркам, рассказам, повестям и фельетонам, которые публиковались в газете «Омская правда» и охватывали темы сельского хозяйства, спорта, культуры, общественно-политическую тематику, оформление праздничных выпусков газеты, дружеские шаржи, портреты, рисунки, посвященные Советской Армии и Военно-Морскому флоту, авиации и космонавтике.
В раздел «Фотодокументы» вошли фотографии, сделанные и другими авторами, на революционную тематику, о Второй мировой войне, по истории промышленности сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, физкультуры и спорта, освоения Севера. В разделе представлены также фотографии политических и военных деятелей, музыкантов, композиторов, артистов, художников, ученых, писателей как российских, так и зарубежных. Большинство фотографий сопровождается аннотациями.
В раздел «Коллекция» вошли собранные В.Н. Резниченко книги, брошюры, каталоги, открытки посвященные истории Великой Отечественной войны, истории авиации и космонавтики, наградам СССР, об искусстве, сборники рисунков на общественно-политические темы.
Опись построена по тематическому принципу. Документы просистематизированы по разделам, а внутри разделов – по темам. В пределах каждой темы дела систематизированы по хронологии. Наличие аннотации к фотографиям отмечено в заголовках дел.
К описи составлено предисловие и оформлен титульный лист. Данный фонд, несомненно, будет интересен исследователям, занимающимся историей отечественной журналистики, а также истории науки, искусства, культуры, военной истории, историей авиации и космонавтики.
При написании предисловия использована статья В. Чекмарева «Высокий полет Виктора Резниченко», опубликованная в газете «Намедни» за 28 февраля 2002 года.