ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, г. ОМСК

Фонд № Р-2100

Крайние даты документов: 1941 — 1994 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1941 — 1993 353
2 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ (ПРОТОКОЛЬНАЯ ЧАСТЬ) 1990 — 1994 118

Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ И СТЕНОГРАММЫ. РЕШЕНИЯ СЕССИЙ. ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ РЕШЕНИЙ СЕССИЙ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА.

Историческая справка

Основы советского государственного строительства были закреплены в первой советской Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 года. Конституция определила права и обязанности местных Советов, их взаимоотношения с центральными органами власти, порядок и сроки выборов в Советы и созыва съездов Советов.
18 декабря 1934 года состоялось заседание оргкомитета Омской области (Ф.437. Оп.3. Д.1. Л.1), где было принято постановление о созыве
1-го областного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Съезд начал свою работу 5 января 1935 года.
На этом съезде был образован исполнительный комитет Омского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также отделы исполнительного комитета.
Развитие политической организации общества отражено в Конституции СССР 1936 года, которая изменила всю систему Советов. Она преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. С принятием Конституции СССР съезды Советов были упразднены. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления.
Война сказалась на порядке работы Советов. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, отчетность Советов.
Послевоенный период поставил перед Советами новые задачи. Местные Советы осуществляли свою работу в сессионном порядке. Сессии областного Совета созывались не реже 4-х раз в год.
В соответствии с Конституцией, принятой Верховным Советом СССР и действующей в СССР с 7 октября 1977 года, распорядительными исполнительными органами власти стали Советы народных депутатов и их исполкомы (газета «Омская правда». 8 октября 1977 года). Исполкомы выполняли следующие функции: созывали сессии Советов, организовывали подготовку и проведение выборов в Советы, народные суды, осуществляли иную организационную работу.
Важным звеном в аппарате управления областного Совета являются отделы и управления исполкома. Их создание входит в компетенцию Совета.
Отделы и управления в своей деятельности подчинялись Совету, его исполкому и вышестоящему органу государственного управления.
Заведующие отделами и начальники управлений после очередных выборов утверждались областным Советом на первых сессиях.
Во второй половине 80-х годов произошли крупномасштабные перемены в общественно-политической жизни нашей страны. Был взят курс на демократизацию политической системы и проведение социально-экономических реформ.
27 октября 1989 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР». (Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1989, № 44. – ст.1303).
Изменения затронули принцип формирования местных Советов и организацию их работы. Срок полномочий депутатов местных Советов был увеличен вдвое – с 2,5 до 5 лет.
С принятием поправок в Основной закон депутаты стали избирать председателя Совета, заместителей председателя и управляющего делами.
Количество рассматриваемых на сессиях вопросов значительно возросло, увеличилась продолжительность работы самих сессий.
Самым важным отличием в формировании депутатского корпуса местных Советов нового созыва стало проведение выборов на альтернативной основе. Если ранее на одно место в местном Совете претендовал лишь один кандидат, то теперь гражданам представилась возможность выбрать достойного представителя их двух и более кандидатов.
По итогам состоявшихся выборов, депутатами Омского областного Совета стали 203 человека.
Первая сессия Омского областного Совета народных депутатов 21 созыва проходила с 30 марта по 2 апреля 1990 года. В повестке дня значились следующие вопросы:
1. Избрание мандатной комиссии областного Совета народных депутатов
2. Избрание счетной комиссии и секретариата сессии
3. Избрание председателя областного Совета народных депутатов и его заместителя
4. Образование постоянных комиссий областного Совета и избрание их председателей
5. Избрание председателя областного комитета народного контроля
6. Образование президиума областного Совета народных депутатов
7. Избрание председателя облисполкома
8. Вопросы формирования облисполкома
9. Образование состава областного комитета народного контроля
10. Утверждение главного государственного арбитра области
11. О структуре аппарата президиума областного Совета и исполкома областного Совета народных депутатов.
В местных Советах, согласно новой редакции Конституции, стали создаваться необходимые структурные подразделения, такие как Президиум (Ф.2100. Оп.1. Д.308. Л.117-118). Функциональные отделы были призваны обеспечивать эффективность работы представительного органа власти и проводить организационную работу в области подготовки очередных сессий.
Решением первой сессии Омского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 1 апреля 1990 года «О структуре исполнительного комитета областного Совета народных депутатов» были утверждены:
-отделы исполкома: здравоохранения, социального обеспечения, по труду и социальным вопросам, цен, юстиции, капитального строительства, записи актов гражданского состояния, архивный;
-управления исполкома: финансов, внутренних дел, культуры, народного образования, торговли, общественного питания, архитектуры и градостроительства, государственной вневедомственной экспертизы, охотничьего хозяйства; издательств, полиграфии и книжной торговли;
-комитеты исполкома: по охране природы, по телевидению и радиовещанию, по физической культуре и спорту (Ф.2100. Оп.1. Д.308. Л.122).
В составе Омского областного Совета 21 созыва депутатами были образованы следующие постоянные комиссии:
-мандатная; по вопросам законности, правопорядка и борьбе с преступностью;
-планово-бюджетная и по экономическим отношениям;
-по охране здоровья населения;
-по вопросам промышленности, энергетики, транспорта, связи и информатики;
-по аграрным вопросам, продовольствию и землепользованию;
-по труду и социальным вопросам;
-по нравственному и духовному развитию;
-по экологии и рациональному использованию природных ресурсов;
-по вопросам архитектуры, строительства, дорожного и коммунального хозяйства и благоустройства;
-по товарам народного потребления, торговле, бытовым и другим услугам населению;
-по информации и гласности.
6 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991, № 29.-ст.1010).
22 августа 1991 года был издан Указ Президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, № 34.-ст. 1146).
Эти документы предусматривали постепенное реформирование исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
Исполнительный комитет областного Совета народных депутатов утратил координирующие и контролирующие функции.
Омский областной Совет народных депутатов не проработал весь срок, предусмотренный российским законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» его деятельность была прекращена (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 41.-ст.3924).
До выборов нового представительного органа власти в области функции Омского областного Совета временно передавались администрации Омской области.

Переименования

Название Период
1935-07.10.1977- ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ. 01.01.1935 — 01.01.1977
07.10.1977-...- ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, Г.ОМСК. 07.10.1977 — -