СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ КУСТАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (СИБКУСТПРОМ) ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ (ЦЕНТРОСОЮЗ), г. ОМСК
Фонд № Р-1903
Крайние даты документов: 1920 — 1921 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
---|---|---|---|---|
1 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО СРОКА ХРАНЕНИЯ | 1920 — 1921 | 24 |
Аннотация
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИИ СИБКУСТПРОМА. СПИСКИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ.
Историческая справка
До 1917 года всеми вопросами развития кустарной промышленности на территории Российской империи занимался Московский союз потребитель¬ских обществ (МСПО), созданный в 1898 году. Решение о создании Москов¬ского союза потребительских обществ было принятии во время проведения широко известной в свое время Нижегородской ярмарки в 1896 году, и он стал первым всероссийским объединением кооператоров.
К 1914 году в Российской империи существовало более 20 000 потре¬бительских кооперативных обществ и свыше 300 кооперативных союзов, ко¬торые входили в систему Московского союза потребительских обществ.
После Февральской революции 1917 года Московский союз потребитель¬ских обществ был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз).
В 1918 году в состав Центросоюза были включены все союзы потребительской кооперации РСФСР, а в марте 1919 года создана стройная система потребительской кооперации со следующей организационной струк¬турой. Низовым звеном в системе потребительской кооперации являлось первичное потребительское общество, подчинявшееся районному (либо уездному, при отсутствии районного деления) союзу потребительских об¬ществ.
Районный (уездный) союз потребительских обществ, в свою очередь, подчинялся губернскому союзу потребительских обществ. Губернские союзы потребительских обществ, соответственно, подчинялись Центросоюзу. Таким образом, Центросоюз и вся советская потребительская кооперация фактиче¬ски являлись полугосударственными образованиями, сохранившие, однако, лишь некоторые признаки кооперации.
В конце 1919 года, когда Сибирь была в основном освобождена от бе¬логвардейцев и интервентов, на повестку дня был поставлен вопрос о ско¬рейшем восстановлении нормальной работы народного хозяйства огромного региона, понесшего значительный ущерб во время Гражданской войны. Про¬мышленность и сельское хозяйство Сибири в этот период находились в со¬стоянии глубокого экономического кризиса.
Для скорейшего вывода экономики региона из кризиса, было решено, на первом этапе, сделать основной упор на развитие кустарной промышлен¬ности и сельскохозяйственной кооперации. Для решения этой важной задачи на государственном уровне в 1920 году был образован Сибирский комитет кустарной промышленности (Сибкусптром), непосредственно подчиняв¬шийся Центросоюзу.
Председатель Сибирского комитета кустарной промышленности (Сиб¬кустпром) назначался и освобождался от должности Центросоюзом и был ему подотчетен. Он руководил вверенным учреждением на принципах еди¬ноначалия, издавая приказы и распоряжения по основной деятельности и личному составу.
В ведении Сибирского комитета кустарной промышленности находи¬лись учреждения, предприятия и организации системы кустарной промыш¬ленности сельскохозяйственной кооперации, действовавшие на территории Алтайской, Енисейской, Иркутской, Омской, Новониколаевской, Семипала¬тинской и Томской губерний.
Во всех сибирских губерниях также создавались соответствующие структуры для руководства кустарной промышленностью и сельскохозяйст¬венной кооперацией – это были губернские конторы Центросоюза. Их руко¬водство и организационная структура утверждалась Сибирским комитетом кустарной промышленности (Сибкустпромом).
Статистические сведения о работе предприятий, учреждений и органи¬заций системы кустарной промышленности и сельскохозяйственной коопе¬рации в губерниях регулярно поступали в Сибкустпром, а затем в обобщен¬ном виде передавались в Центросоюз. Аналогичные сведения о деятельности кустарной промышленности и сельскохозяйственной кооперации также по¬ступали и в губернские статистические бюро, а затем передавались в выше¬стоящие органы государственной статистики.
Жесткая централизация управления кустарной промышленностью и сельскохозяйственной кооперацией была вполне оправдана в условиях граж¬данской войны, когда требовалась мобилизация материальных и финансовых ресурсов на борьбу с внутренней и внешней контрреволюцией.
Однако, в условиях перехода к мирному социалистическому строи¬тельству и новой экономической политике, методы периода «военного ком¬мунизма» были неприемлемы.
Официально о переходе к новой экономической политике на государственном уровне было объявлено 15 марта 1921 года и закреплено соответствующим решением проходившего в те дни 10-го съезда РКП(б).
Главное содержание новой экономической политики — это замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий. Несколько позднее была проведена денежная реформа, в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Становление и развитие частного предпринимательства в промышлен¬ности Сибири, как и по всей стране, осуществлялось на основе частной соб¬ственности, заключении арендных договоров, в виде посреднической дея¬тельности. Советское руководство стремилось проводить политику, направ¬ленную на развитие частного предпринимательства в промышленности, ре¬шительно и быстро.
В Сибири наиболее многочисленной категорией арендаторов являлись частные предприниматели. Это объяснялось тем, что данной категории от¬давало предпочтение местное руководство, поскольку частники, в отличие от государственно-кооперативного сектора, аккуратно вносили арендные пла¬тежи.
Основным фактором развития частного предпринимательства являлась приватизация предприятий. Вместе с тем, установленные правила сдачи в аренду предприятий частным лицам и проводимая экономическая политика несколько ущемляли их ин¬тересы и вследствие этого тормозили процесс развития предприниматель¬ства.
Стремясь избавиться от убыточных предприятий, органы власти раз¬личных уровней предпринимали шаги к некоторой либерализации арендных и приватизационных отношений. Однако меры, проводимые на местах, не давали желаемых результатов, поскольку отсутствовали гарантии, установ¬ленные в законном порядке. Вопреки существующим ограничениям, развитие частного предпринима¬тельства в промышленности Сибири достигло ощутимых ре¬зультатов. Однако, по удельному весу в валовой продукции промышленности региона частный сектор отставал в начале нэпа, в большей степени, чем по стране, от государственно-кооперативного.
Отраслевая специализация и размеры частной промышленности Сибири определялись действующим законодательством и специфическими условиями края. Как и по всей стране, частный сектор объединял в основном мелкие кустарные предприятия, размеры которых уступали общесоюзным данным. Частные предприятия выпускали в основном товары широкого потребле¬ния. Их удельный вес в легкой промышленности превышал обще¬союзные показатели. Исходя из отраслевой специфики промышленности ре¬гиона, наибольшее развитие частный сектор получил главным образом в пищевой, кожевен¬ной и текстильной отраслях.
Несмотря на то, что промышленность Сибири была преимущественно кустарной, она в определенной мере обеспечивала наполнение местного и краевого рынков потре¬бительскими товарами. В насыщении местных рынков потребительскими товарами играл боль¬шую роль кустарно-ремесленный промысел, который охватывал практически все виды промысловой деятельности. Одним из главных источников развития частного сектора в кустарно-ремесленной отрасли стало сокращение промышленно-кооперативной сети, созданной в предшествующие годы. В результате распада некоторых кооперативов, в сибирских губерниях в общем количестве всех лиц, занятых в кустарно-ремесленном про¬изводстве, преобладали предприниматели, не охваченные кооперацией.
Разви¬тие частного капитала в промышленности региона способство¬вало тому, что отрасль восстанавливалась довольно быстрыми темпами, по Сибири наме¬тился рост производительности труда, увеличилась выработка продукции, несколько улучшилось материальное положение населения.
Документы, образовавшиеся в период деятельности Сибирского коми¬тета кустарной промышленности (Сибкустпром), вошли в состав одноимен¬ного архивного фонда и впоследствии были переданы на государственное хранение в Исторический архив Омской области в ноябре 1951 года из Госу¬дарственного архива Новосибирской области в количестве 24 единиц хране¬ния за 1920-1921 годы.
Проверки наличия и состояния документов фонда проводились сотруд¬ни¬ками Исторического архива Омской области в 1955 и 1980 годах. Отмеча¬лось удовлетворительное состояние документов и условия их хране¬ния. В Государственном архиве Новосибирской области проверка наличия и состояния документов фонда была проведена в 1947 году. В 1940 году со¬трудниками указанного архива проводилась экспертиза ценности документов данного фонда. По ее результатам было отобрано к уничтожению 3 дела, не подлежавших дальнейшему хранению и не имевших исторической и научно-практической ценности.
По состоянию на 1 октября 2012 года в фонде по учетным данным числи¬лась опись № 1 на 24 единицы хранения за 1920-1921 годы. В опись вошли выписки их протоколов заседаний правления кустарно-промышлен¬ной секции Центросоюза; постановления и протоколы заседаний коллегии Сибкустпрома; протоколы совещаний заведующих группами отделов кустар¬ной промышленности; доклады о работе кустарных производств; переписка по вопросам организации кустарных промыслов и сбора сырья. Также имеются положения о сельскохозяйственных промышленно-кооперативных организациях; переписка по учету личного состава; штатные расписания групп отделов кустарной промышленности: сметы расходов предприятий, учреждений и организаций кустарной и мелкой промышленности и объяснительные записки к ним; списки личного состава предприятий, учреждений и организаций кустарной промышленности и дру¬гие документы.
Из состава необходимого научно-справочного аппарата к описи фонда Р-1903 «Сибирский комитет кустарной промышленности (Сиб¬кустпром)» имелся только титульный лист, историческая справка отсутствовала, что не давало возможности исследователям познакомиться с историей фондообразователя. В октябре 2012 года к данному фонду была составлена историческая справка. Опись дел фонда построена по хронологически-номинальному признаку. Документы, вошедшие в ее состав, систематизированы по годовым разделам, а в пределах годовых разделов – по степени важности.
Сохранность и полнота документов данного архивного фонда удовлетворительная, что позволяет в общих чертах получить представление о деятельности фондообразователя в период перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике в 1920-1921 годах.