ВОЕННО-ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ 'СИБВОФИН' ПРИ ПОМОЩНИКЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВСЕМИ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ (ВОЕННОМ ОТДЕЛЕ СИБРЕВКОМА) ГЛАВНОГО ВОЕННО-ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМИССАРИАТА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ

Фонд № Р-1494

Крайние даты документов: 1920 — 1922 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1921 — 1922 19
2 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1920 — 1922 2

Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ПРИКАЗЫ, ТЕЛЕГРАММЫ, СВЕДЕНИЯ О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ САНЧАСТЕЙ. СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНОМ СОСТАВЕ.

Историческая справка

26 октября 1917 года в соответствии с Декретом «Об учреждении Совета Народных Ко¬миссаров», принятым II Всероссийским съездом Советов, был образован Коми¬тет по военным и морским делам РСФСР.
27 октября 1917 года Комитет по во¬енным и морским делам РСФСР был переименован в Совет Народных Комиссаров РСФСР по во¬енным и морским де¬лам. 23 ноября 1917 года на основе Совета Народных Комиссаров РСФСР по военным и морским делам был создан Народный комиссариат по военным и морским делам РСФСР, основным руководящим органом этого народного комиссариата являлась Коллегия, на которую были возложены основные функции управ¬ления и руководства центральным аппаратом быв¬шего Военного мини¬стерства.
После создания в сентябре 1918 года Революционного Военного Совета Республики, общее руководство Вооружёнными Силами осуществлял именно этот ор¬ган. Председателем Революционного Военного Совета Рес¬публики и одно¬временно народным комиссаром по военным делам РСФСР являлся видный револю¬ционер и крупный организатор Вооруженных Сил Советской Республики Л.Д Троцкий.
В условиях Гражданской войны Народный Комиссариат по военным и морским делам РСФСР и Революционный Военный Совет Республики занимались в основном оперативными вопросами организации функционирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии в ее борьбе с белогвардейцами и иностранными интервентами.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил находились в ведении преимущественно высшего командного состава, в тоже время специальные учреждения и организации, осуществляющих подобные полномочия, в условиях военного времени создать было практически невозможно. Главной целью военного руководства страны в то время являлась мобилизация всех возможных финансовых и материальных ресурсов, с использованием преимущественно жестких административных методов, на борьбу с врагами молодой Советской Республики. Такая государственная политика называлась «военный коммунизм».
В декабре 1920 года в официальных газетах Советской России были опубликованы последние сводки с фронтов – Гражданская война в основном закончилась. Страна приступила к восстановлению практически полностью разрушенного войной народного хозяйства.
Однако, вскоре повседневная практика показала, что дальнейшее использование методов политики «военного коммунизма», не только не способно решить такую объемную задачу, но и нанести определенный вред экономике страны и ее финансовой системе. Нужны были новые подходы к решению сложных и масштабных финансово-экономических вопросов.
В 1921 году было советским руководство было принято решение о переходе к «новой экономической политике» (нэп), основанной преимущественно на экономических методах управления народным хозяйством и налаживании контроля за эффективным использованием выделяемых финансовых ресурсов.
Новый экономический механизм не обошел и Вооруженные силы. В целях своевременного и регулярного обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами Вооруженных Сил молодой Советской Республики, их распределения и учета, 16 апреля 1921 года было создано Военно-финан¬совое управление Народного комиссариата по военным и морским делам РСФСР, которое, в свою очередь, подчинялось Главному начальнику снаб¬жений Народного комиссариата по военным и морским делам РСФСР.
Военно-финансовое управление ведало всеми сметно-финансовыми вопросами военного ведом¬ства на территории РСФСР и несло ответствен¬ность за своевременное поступление и последующее распределе¬ние кредитов между под¬ведомственными организациями.
26 июля 1921 года Военно-финансовое управление было переименовано в Главное военно-финансовое управле¬ние, а 31 июля 1921 года для рассмотрения сметно-финансовых во¬просов военного ведомства образовано междуведомственное совеща¬ние, которое координировало финансово-экономическую деятельность структурных подразделений Народного Комиссариата по военным и морским делам РСФСР. Подобные финансовые учреждения начали создаваться и военных округах, которые были созданы для решения вопросов оперативного и текущего руководства воинскими подразделениями и соединениями, дислоцированными на территории РСФСР.
В том же 1921 году, в соответствии с новой структурой Народного Комиссариата по военным и морским делам РСФСР в г. Омске было образовано Военно-финансовое управление Сибири («Сибвофин»), которое ведало всеми сметно-финансовыми во¬просами военного ведомства соответственно на территории Западно-Сибир¬ского военного округа и несло перед вышестоящими учреждениями ответст¬венность за своевремен¬ное поступление и распределение кредитов между подведомственными орга¬низациями.
Начальник военно-финансового управления Сибири назначался и осво¬бождался от должности Военно-финансовым управлением Народного Ко¬миссариата по военным делам РСФСР и был ему подотчетен. Он руководил вверенным учреждением на принципах единоначалия, издавая приказы и распоряжения по основной деятельности и личному составу.
Военно-финансовое управление Сибири («Сибвофин») занималось составлением смет расходов учреждений и организаций, находившихся в ведении Западно-Сибирского военного округа, и контролировало их безусловное исполнение. По результатам проводимых проверок регулярно составлялись докладные и аналитические записки в Главное военно-финансовое управле¬ние Народного Ко¬миссариата по военным и морским делам РСФСР и для сведения командования Западно-Сибирского военного округа.
Поскольку в Вооруженных Силах всегда существовала весьма жесткая централиза¬ция, многие учреждения на местах, помимо профильных управлений Народ¬ного Комиссариата по военным и морским делам РСФСР, подчинялись еще и командованию соответствующих военных округов. Военно-финансовое управление Сибири («Сибвофин»), например, также состояло в ведении командования Западно-Сибирского воен¬ного округа.
30 декабря 1922 года 1-м Съездом Советов СССР было провозглашено образование Союза Совет¬ских Социалистических Республик, к исключи¬тельному ведению которого впоследствии перешли многие важнейшие на¬правления как внутренней, так и внешней политики государства. Среди таких приоритетов можно назвать и обеспечение обороноспособности страны.
Одновременно с созданием СССР было образовано и Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров СССР, в составе которого утверждены отраслевые народные комиссариаты, отвечающие за конкретные направления деятельности, такие как внешняя политика, оборона страны, финансы, народное образование, национальная политика и другие.
С появлением союзного Правительства было признано нецелесообраз¬ным оставить в ведении союзных республик некоторые важнейшие вопросы, непосредственно касающиеся безопасности государства. В первую очередь это относилось к РСФСР, где уже существовали подобные учреждения. Например, Народный комисса¬риат по военным и морским делам РСФСР был впо¬следствии упразднён в связи с образованием Народного комиссариата по воен¬ным и морским делам СССР.
Одновременно с упразднением Народного Комиссариата по военным и морским делам РСФСР, были ликвидированы и его территориальные струк¬туры, сохранение которых при новой системе построения органов государствен¬ной власти и управления признано нецелесообразным, в том числе можно назвать и Военно-финансовое управлении Сибири («Сибвофин»).
Документы, образовавшиеся в деятельности Военно-финансового управления Сибири («Сибвофин») Народного комиссариата по военным делам РСФСР, вошли в состав одноименного архивного фонда и были переданы на постоянное хранение в Исторический архив Омской области. Первое поступ¬ление было отмечено в 1944 году в количестве 19 дел.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в фонде по учетным данным чис¬лилось 2 описи на 21 дело постоянного хранения за 1920-1922 годы, в том числе по описи № 1 – 19 дел, по описи № 2 – 2 дела.
Проверки наличия и состояния дел в фонде проводились в 1948, 1955 и в 1980 годах, отмечалось ветхое состояние большинства документов. До 1992 года на общем доступе в фонде числилась только опись № 1 на 19 дел постоянного хранения за 1920-1922 годы. В 1992 году были переданы на общее хранение 2 дела за 1920-1922 годы, ранее на¬ходившиеся на секретном хранении (фонд 406с), они составили опись № 2.
В состав данного фонда вошли следующие документы: приказы и циркуляры Народного комиссариата по военно-морским делам РСФСР и Революционного Военного Совета Республики, относящиеся к деятельности управления; приказы политического управлении Западно-Сибирского военного округа, относящиеся к деятельности управления; приказы по финансовому управлению при командовании Западно-Сибирского военного округа; переписка с организациями и учреждениями Западно-Сибирского военного округа по вопросам финансово-хозяйственной деятельности; документы, касающиеся порядка ведения секретного делопроизводства в военно-финансовом управлении Сибири.
Имеются сметы расходов финансового управления при командовании Западно-Сибирского военного округа; главная книга бухгалтерии окружного военно-финансового управления; документы по учету личного состава управления; документы по учету бывших военных чинов царской армии, ныне состоящих на службы в системе Революционного Военного Совета Республики.
В 2003 году описи № 1 и № 2 были перепечатаны, однако, имевшийся научно-справочный аппарат к данному фонду не в полной мере отвечал предъявляемым требованиям, в частности, полностью отсутствовала истори¬ческая справка, что не давало возможность исследователям познакомиться с историей фондообразователя. В 2012 году к указанному архивному фонду была составлена полноценная историческая справка.
В описи № 1 какой-либо один, определенный, признак систематизации документов отсутствует, годовые разделы носят весьма условный характер. Так, например, в годовом разделе за 1922 год имеется дело, начатое в 1920 году (д. 15), а годовой раздел за 1921 год отсутствует совсем, поскольку в нем присутствуют дела, как и за 1921 год, так и за 1922 год.
В описи № 2 документы систематизированы по хронологии.
Сохранность и полнота документов данного фонда удовлетворительная, что позволяет в общих чертах проследить историю фондообразователя за большую часть периоде его деятельности