ОМСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОМСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 'ОМГУБЗУ', Г. ОМСК
Фонд № Р-1308
Крайние даты документов: 1923 — 1925 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
---|---|---|---|---|
1 | ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ | 1923 — 1925 | 85 |
Аннотация
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: КАССАЦИОННЫЕ ЖАЛОБЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММУН.
Историческая справка
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Коми¬тета от 27 августа 1919 года «Об организации гражданского управления в Сибири» создан Сибирский революционный комитет, которому были под¬чинены вновь организованные, но еще находящиеся на территории, заня¬той белогвардейцами, губернии и области, в том числе Акмолинская (Ом¬ская) область.
Постановлением Сибирского революционного комитета от 6 января 1920 года Акмолинская (Омская) область была окончательно расформиро¬вана и образована Омская губерния в составе 10 уездов – Акмолинского, Ат¬басарского, Ишимского, Калачинского, Кокчетавского, Омского, Петропав¬ловского, Тарского, Татарского и Тюкалинского.
Вскоре после создания Омской губернии были образованы соответст¬вующие региональ¬ные органы власти и управления, отвечающие за соци¬ально-экономическое и культурное строительство на подведомственной тер¬ритории - исполнитель¬ный комитет Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красно¬армейских депутатов, а также отделы и управления исполнительного коми¬тета, в том числе губернское земельное управление.
Омское губернское земельное управление являлось региональным ор¬ганом, осуществлявшим общее руководство сельским хозяйством на подве¬домственной территории, ему подчинялись уездные земельные управления.
Губернское земельное управление ведало контролем над неукосни¬тельным соблюдением социалистических норм землепользования и земле¬устройства, кооперированием крестьянства, содействовало развитию новых, социалистических, форм сельского хозяйства на территории Омской губер¬нии.
Начальник губернского земельного управления назначался и освобож¬дался от должности исполнительным комитетом губернского Совета рабо¬чих, крестьянских и красноармейских депутатов и был ему подотчетен. Он руководил вверенным ему учреждением на принципах единоначалия, издавая приказы и распоряжения по основной деятельности и личному составу.
Начиная с 1921 года, в экономике страны осуществлялся переход от политики «военного коммунизма» к так называемой «новой экономической политике» (нэп), призванной в возможно более короткие сроки восстановить народное хозяй¬ство, понесшее огромный урон в результате революции и Гражданской войны.
Перемены коснулись и сельскохозяйственной отрасли, где кризисные явления носили наиболее яркий характер. Введенная в годы Гражданской войны продовольственная разверстка, в условиях мирного времени себя уже не оправдывала. Требовалось введение нового хозяйственного механизма в аграрном секторе, который бы стимулировал крестьян на развитие экономи¬ческих связей между городом и деревней.
На селе стали активно создаваться новые типы сельскохозяйственных предприятий, основанных на принципах кооперирования крестьян - сельско¬хозяйственные артели и сельскохозяйственные коммуны. Но, зачастую, эти процессы носили неконтролируемый характер и сопровождались многочис¬ленными спорами и конфликтами собственников земельных участков, од¬нако, местные органы управления сельским хозяйством самостоятельно ре¬шать подобные споры были неправомочны.
Для решения многочисленных спорных и конфликтных ситуаций по предмету землеотвода и зем¬лепользования, как между юридическими, так и между физическими лицами, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 24 мая 1922 года было принято постановление о создании гу¬бернских земельных комиссий в составе губернских земельных управлений.
В июле 1922 года в составе Омского губернского земельного управле¬ния также была создана Омская губернская земельная комиссия. Аналогич¬ные земельные комис¬сии были учреждены и при уездных земельных управ¬лениях, они работали в тес¬ном контакте с губернской земельной комиссией.
В функции губернской земельной комиссии входило решение споров о правах на коллективное и индивидуальное землепользование. Ведению гу¬берн¬ской земельной комис¬сии подлежали межуездные земельные споры, споры о землепользовании между учреждениями и предприятиями гу¬берн¬ского и го¬сударственного подчинения, а также кассационные жалобы на не¬правомерные решения уездных зе¬мельных комиссий. Гу¬бернская земельная комиссия действовала при губерн¬ском зе¬мельном управ¬лении в составе пред¬седателя комиссии и членов комиссии.
Председатель губернской земельной комиссии утверждался и освобож¬дался от должности непосредственно губисполкомом, а члены комиссии на¬значались из представителей различных профильных ведомств, в том числе из губернского земельного управления. Таким образом, губернская земельная комиссия представляла собой типичный ведомственный суд, состоящий из экспертов-специалистов.
Своего аппарата комиссия не создавала, и исполнение принятых реше¬ний возлагалось на общеадминистративные органы. Четкий регламент в ра¬боте комиссии также отсутствовал, ее заседания созывались по мере необхо¬димости.
Постановлением Сибирского революционного комитета от 24 сентября 1924 год на территории Омской губернии было введено районное деление – на базе суще¬ствовавших ранее 173 волостей (в границах современной Ом¬ской области) был образован 31 район.
В связи с образованием районов, в каждом из них были созданы соответ¬ствующие местные органы власти и управления, отвечающие за соци¬ально-экономическое и культурное строительство на подведомственной тер¬ритории - исполнитель¬ный комитет районного Совета рабочих, крестьян¬ских и красно¬армейских депутатов, а также отделы и управления исполни¬тельного комитета, в том числе земельный отдел. При районных земельных отделах также создавались районные земельные комиссии.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Коми¬тета от 25 мая 1925 года был образован Сибирский край, в состав кото¬рого вошли 5 губерний, в том числе Омская губерния.
1 октября 1925 года все губернии и уезды, входившие в состав Сибир¬ского края, были ликвидированы, и на его территории образовано 16 округов.
Одновременно с ликвидацией Омской губернии и входивших в ее со¬став уездов, были упразднены соот¬ветствующие региональные органы власти и управления - исполни¬тельные комитеты Омского губернского и уездных Советов рабочих, крестьян¬ских и красноармей¬ских депутатов, а также от¬делы и управления соответствующих исполнительных комитетов, в том числе губернское и уездные земельные управления. Функ¬ции Омского гу¬бернского земельного управле¬ния, в связи с его ликвидацией, были переданы в ведение окружных земель¬ных отделов. Ана¬логичные изме¬нения коснулись и земельных комиссий при Омском губерн¬ском и уездных земельных управ¬лениях.
Документы, образовавшиеся в период деятельности Омской губерн¬ской земельной комиссии Омского губернского земельного управления, во¬шли в состав одноименного архивного фонда, и были переданы на постоян¬ное хранение в Исторический архив Омской области в 1945 году.
Проверки наличия и состояния документов данного архивного фонда проводились в 1947, 1955, 1980 и 2004 годах. По их результатам отмечалось удовлетворитель¬ное состояние дел и условия их хранения. В 1958 году про¬ведена экспертиза ценности документов фонда, по ее результатам были ото¬браны к унич¬тожению 241 единица хранения, не подлежавшие дальнейшему хранению и не имевшие исторической и научно-практической ценности.
По состоянию на 1 января 2012 года в фонде Р-1308 «Омская губерн¬ская земельная комиссия Омского губернского земельного управления» по учетным данным числилась опись № 1 на 85 дел постоянного хранения за 1923-1925 годы.
Вошедшие в состав данного архивного фонда документы представлены в основном различными кассационными жалобами уполномоченных сель¬ских обществ, сельскохозяйственных коммун и отдельных граждан, прожи¬вающих в Омской губернии, на решения уездных земельных отделов по не¬которым земельным спорам: об отобрании земельных участков; о выделении земель и имущества гражданам, вышедших из числа членов сельскохозяйст¬венных коммун и артелей; об отводе земельных участков сельскохозяйствен¬ным коммунам и артелям; о возвращении самовольно захваченных земель законным правообладателям; по земельным спорам между сельскими обще¬ствами, сельскохозяйственными артелями и коммунами частными лицами; по вопросам пользования пахотными землями, лесами и прочими угодьями со стороны юридических и физических лиц.
Имеющиеся в составе указанного архивного фонда документы отра¬жают в основном характер отдельных земельных споров и конфликтов, как между юридическими лицами, так и между физическими лицами, по кото¬рым выносились соответствующие решения, но не дают достаточно целост¬ного представления о целях, задачах и функциях Омской губернской земель¬ной комиссии при Омском губернском земельном управлении.
Имевшийся научно-справочный аппарат к документам указанного архив¬ного фонда не в полной мере отвечал предъявляемым требованиям, в частно¬сти отсутствовала полноценная историческая справка, что не позво¬ляло по¬лучить хотя бы общее представление о деятельности фондообразова¬теля
В 2004 году опись фонда была перепечатана, поскольку в старой описи фонда имелось большое количество выбывших дел, что было очень неудобно при работе с документами фонда. Кроме того, в 2012 году к фонду была со¬ставлена историческая справка.
Опись фонда Р-1308 «Омская губерн¬ская земельная комиссия Омского губернского земельного управления» составлена по хронологически-номи¬нальному признаку. Дела в описи систематизированы по годовым разделам, а в пределах каждого годового раздела – по степени важности включенных до¬кументов. Документы одного вида, в свою очередь, также система¬тизиро¬ваны по хронологии.
Хронологические границы документов данного архивного фонда охва¬тывают период в 1923-1925 годы, и немного не совпадают с фактическим пе¬риодом деятельности фондо¬образователя (1922-1925 годы).
Сохранность документов указанного архивного фонда в целом удовле¬тво¬рительная, что позволяет только в самых общих чертах проследить исто¬рию фондообра¬зо¬вателя за большую часть периода его деятельности.