АГЕНТ КОЛОНИЗАЦИОННОГО ОТДЕЛА 2-ГО РАЙОНА ТАРСКОГО УЕЗДА ЗЕМЕЛЬНОГО ОТДЕЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА оМСКОГО ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ. КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ С. ЛОГИНОВО ТАРСКОГО УЕЗДА ОМСКОЙ ГУБЕРНИИ
Фонд № Р-313
Крайние даты документов: 1920 — 1922 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | Ед.хр. | |
---|---|---|---|---|
1 | АГЕНТ КОЛОНИЗАЦИОННОГО ОТДЕЛА 2-ГО РАЙОНА ТАРСКОГО УЕЗДА ЗЕМЕЛЬНОГО ОТДЕЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА оМСКОГО ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ. КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ С.ЛОГИНОВО ТАРСКОГО УЕЗДА ОМСКОЙ ГУБЕРНИИ | 1920 — 1922 | 8 |
Аннотация
В состав описи № 1 за 1920-1922 годы включены: Циркуляры, постановления, распоряжения, инструкции Народного комиссариата земледелия, Сибирского революционного комитета, Сибирского земельного отдела, губернского земельного отдела, документы о водворении переселенцев и состоянии колонизационного фонда, о временном земельном устройстве неприписного населения, о заселении бывших частновладельческих участков, о снабжении переселенцев.
Историческая справка
В 1920 году из неурожайных Воронежской, Калужской, Рязанской и Тульской губерний в Омскую, Томскую, Алтайскую, Енисейскую, Иркутскую губернии было организовано переселение крестьян.
Для зачисления, водворения переселенцев, учета земель, предназначенных для зачисления, Омским губернским земельным отделом была введена должность агента колонизационного отдела 2 района Тарского уезда земельного отдела исполнительного комитета Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Тарского уезда Омской губернии.
Время начала переселенческого движения, район водворения переселенцев и линии следования ходоков определял Народный комиссариат земледелия.
Переселение на государственный колонизируемый фонд РСФСР допускалось с разрешения уездных земельных отделов. Переселяться на государственный колонизационный фонд могли:
- граждане, не получившие земельного обеспечения по месту жительства, объединенные для поселения на новом месте в коллективы, артели, товарищества;
- отдельные семьи, в случае если в составе колонизационного фонда губернии, куда желают переселиться отдельные семьи, имеются участки, предназначенные к использованию одиночными семьями.
Желающие переселиться на государственный колонизационный фонд должны были обратиться в местный уездный земельный отдел с заявлением, в котором указывались причины переселения, численный состав группы (семьи), хозяйственное и имущественное положение, место желаемого переселения, фамилия уполномоченного группы.
Уездный земельный отдел выдавал уполномоченному ходаческие удостоверения, группировал ходоков в партии, составом от 25 до 40 человек и направлял эти партии в уездный эвакуационный пункт. Там ходоки получали проездные документы. С собой они могли взять 10 пудов вещей на главу семьи, 5 пудов на взрослого человека, 2 пуда на ребенка до десятилетнего возраста. Все вещи грузились в отдельные вагоны, следующие вместе с переселенцами. По прибытии на место назначения ходоки обязаны были явиться в местный уездный земельный отдел или волостной земельный отдел, где получали информацию о местоположении и размерах свободных и годных к заселению переселенческих участков. Выбранные ходоками земельные участки зачислялись за ними, на обороте ходаческого удостоверения делалась запись с указанием количества зачисленной за ними земли, запись о зачислении также делалась в книге зачислений. После регистрации переселенцы приобретали право на пользование зачисленной землей на законных основаниях.
Переселение граждан происходило после обмена уездным земельным отделом ходаческих удостоверений на переселенческие.
В обязанности агента колонизационного отдела 2 района Тарского уезда земельного отдела исполнительного комитета Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Тарского уезда Омской губернии входило информирование уездного земельного отдела и волостных земельных отделов о количестве свободных земель. Списки свободных государственных земель передавались агенту губернским колонизационным отделением вместе с плановым и чертежным материалом. Прибывающие ходоки информировались агентом о количестве и качестве свободного земельного фонда, экономических условиях района. После избрания ходоками места желаемого зачисления, агент выдавал список свободных участков с указанием маршрута следования и, по возможности, командировал с группой проводника. Агент еженедельно сообщал по телеграфу сведения о количестве зачисленных земель и едоков губернскому земельному отделу, кроме этого к 1 числу каждого месяца представлял в губернское колонизационное отделение подробный отчет о ходе зачисления и водворения. О всяком занятом вновь ходоками участке агент немедленно сообщал в волостной земельный отдел, в районе которого участок был расположен. По прибытии на место семей и целых коллективов, зачисливших за собою землю, у них забирались документы о зачислении и взамен выдавались удостоверения на право водворения. При выдаче удостоверений на право водворения агент проводил проверку семейного состава и в случае неточностей или ошибок, допущенных при зачислении, в книге зачисления делались отметки. Изменения, происшедшие после зачисления вследствие прироста или смерти, не служили основанием для уменьшения или увеличения зачисленных долей. О каждой семье или группе переселенцев, отдельных членов или всей группы коллективного сельскохозяйственного объединения, водворившегося на участке, агент составляет протокол. Протоколы вместе с другими документами отправлялись в уездный исполнительный комитет, кроме этого к 1 числу каждого месяца в губернский земельный отдел препровождался именной список водворившихся хозяйств. Агент принимал в письменной и словесной форме все ходатайства и заявления переселенцев, относящиеся к вопросам их устройства на новом месте. Агент должен был быть в курсе хозяйственной жизни переселенцев, иметь самые подробные сведения о состоянии колонизационного и запасного фонда.
В циркуляре Народного комиссариата земледелия № 77 от 23 марта 1921 года говорилось: "Вынужденно открытая в 1920 году, под влиянием продовольственных затруднений, переселенческая кампания в Сибирь показала насколько болезненным для населения и тяжелым для государства оказывается переселение. Решаясь на переселение вследствие пожаров, падежа скота, недостатка семян, инвентаря и т.п. крестьяне упускают из виду риск, которому они подвергаются. На новых местах в настоящее время государство не в состоянии оказать переселенцам существенной поддержки. В результате переселенец, ликвидировавший свое хозяйство на родине, где, переждав некоторое время, он быстро бы оправился от невзгод, восстановил свое прежнее благосостояние, на новом месте оказывается не в состоянии наладить хоть какое-либо хозяйство и долго бедствует. Переселенческий фонд в Сибири, пригодный для заселения, уже исчерпан ходаческой кампанией 1920 года. Около половины ходоков возвратились обратно, так как немногие оставшиеся участки расположены в глухой и бездорожной тайге. В конце 1920 года 50000 переселенцев в Сибирь оказались остановленными на полпути из-за недостатка паровозов и топлива. Многие переселенцы, в основном старики и дети, погибли от холода, различных болезней и недостатка питания. Воспретить в 1921 году всякое ходачество и переселение".
В связи с прекращением переселенческой кампании была ликвидирована должность агента колонизационного отдела 2 района Тарского уезда земельного отдела губернского исполнительного комитета Омского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Тарского уезда Омской губернии.
Переименования
Название | Период |
---|---|
Агент колонизационного отдела 2 района Тарского уезда земельного отдела исполнительного комитета Омского губерского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Тарского уезда Омской губернии | 01.01.1920 — 31.12.1922 |